2017-01-01

Мф., 1 зач., I, 1-25 о. Дмитрий Барицкий
Поделиться
380px-Drevo_Ieseevo

Древо Иессеево (русская икона, 1567/68 года).

 Мф., I, 1-25 о. Дмитрий Барицкий

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе подробное родословие Иисуса Христа. На первый взгляд может показаться, что перед нами сухой, скучный документ, который Евангелист Матфей непонятно зачем поместил перед захватывающим и необычным рассказом о Рождестве Спасителя. Однако на самом деле это не так. Генеалогия Иисуса – яркий пример того, как даже на первый взгляд неприметные библейские повествования могут скрывать в себе глубокие богословские смыслы.

Дело в том, что Евангелие от Матфея первоначально было адресовано иудеям. А потому апостол всеми способами пытается показать своим соплеменникам, что Иисус из Назарета и есть обещанный Христос, долгожданный Мессия. Именно о Нем говорят древние пророчества. Наиболее простой и эффективный способ доказать это – привести документ, который свидетельствует о том, что Иисус происходит из древнего рода царя Давида. Ведь Мессия должен появиться именно среди его прямых потомков. Именно поэтому его еще называли «Сын Давидов» или «истинный Давид». Это не единственное доказательство, которое использует евангелист Матфей.

Обращает на себя внимание – удивительная числовая симметрия: от Авраама до Давида, от Давида до Вавилонского плена, от Вавилонского плена до Рождества – везде по 14 родов. Что это, случайность? Конечно же, нет. Евреи не использовали арабские цифры. Числовые значения передавались буквами. В сознании иудеев, все они, а также их сочетания обладали глубоким символическим смыслом. Так вот, если мы возьмем имя царя Давида и подсчитаем числовое значение его согласных букв, их сумма будет равняться четырнадцати. В свою очередь три – символ полноты. Разделяя предков Спасителя на три группы по 14 поколений, Матфей как бы говорит: смотрите, само течение истории свидетельствует о том, что Иисус – «истинный Давид», Мессия.

Есть еще один необычный момент. Упоминание о женщинах. Дело в том, что в патриархальном иудейском обществе они не имели таких прав как мужчины. В генеалогиях их имена вообще не упоминались. А тут целых четыре. И какие! Из истории Ветхого Завета мы знаем, что все они были иноплеменницы и стали членами еврейского народа случайно. Любой уважающий себя еврей пытался бы скрыть такой позор. Но что самое необычное – каждая из них скомпрометировала себя блудным грехом. Фамарь соблазнила древнего одного из родоначальников евреев, Раав была блудницей, Вирсавия изменила мужу с царем Давидом, даже Руфь, согласно иудейскому преданию, соблазнила Вооза. Однако, что немаловажно, все они покаялись. И глубина их покаяния и добродетели была такова, что они удостоились стать прабабками Христа Спасителя. Поэтому их упоминание далеко не случайно. Матфей говорит своим читателям: царство Мессии носит универсальный характер. В него на равных правах войдут все люди: и мужчины, и женщины; и иудеи, и все другие народы; и праведники, и кающиеся грешники.

Наконец, еще одно. Дело в том, что перед нами родословие Иосифа, который отцом Христа не является. Он Его мнимый родитель. Не случайно сразу же после списка имен Матфей помещает историю о чудесном зачатии. Зачем же этот контраст? Зачем евангелист опровергает все, что он только что нам рассказал. Перед нами замечательное свидетельство Евангелия, как порой непредсказуемо и парадоксально действует Господь в судьбе человечества. Иудеи ожидали, что Мессия будет величайшим из потомков Давида, да и всего человеческого рода. Однако сверх всяких их ожиданий и представлений, Он оказался не просто человеком. Сам Бог пришел на землю. Это все переворачивало с ног на голову, противоречило всему их житейскому опыту, всей мудрости и всей богословской логике.

Также чудно и непредсказуемо Господь действует в судьбе каждого из нас. Приходит в тот момент, когда никакой надежды уже не осталось, оттуда, откуда ну никак не должен прийти. Действует вопреки всем нашим представлениям о Нем и всему нашему опыту, всякий раз поражая глубиной и непознаваемостью Своего Промысла в деле нашего спасения.

 

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (34 оценок, в среднем: 4,94 из 5)
Загрузка...