2016-12-31

Лк., XIII, 18-29 о.Феоктист Игумнов.
Поделиться
587px-Abraham_bends_down_before_Holy_Trinity

Авраам поклоняется Трём Ангелам под Мамврийским дубом — мозаика собора Монреале (XII век).

Лк., XIII, 18-29 о.Феоктист Игумнов.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Таинственный «некто» из евангельского повествования использует хорошо всем знакомую форму непрямого вопроса. Очевидно, он знает неприятный ответ на вопрос о спасении и этот ответ его не устраивает и ему неприятен, он пытается подойти с другой стороны в надежде услышать иной, менее травмирующий и более удобный ответ. По своему обычаю, Господь на теоретически поставленный вопрос отвечает практическим наставлением. Смысл ответа в том, что лучше бы, вместо подобных вопросов — многие ли немногие ли спасутся, всякому позаботиться употребить все силы для собственного спасения.

Многим кажется, что если человек обратился ко Христу, особенно, если он принял монашество, священный сан или и то, и другое, то он, тем самым, прошёл предначертанный ему путь и может успокоиться, как будто он достиг своей цели. Но христианство это не застывшая форма, в нем нет духа закостенелости и остановки. По словам Христа: «Кто не приобретает, тот расточает» человек всегда должен идти вперёд, иначе он обязательно останется позади, он пойдёт назад. Путь христианина — непрерывный подъем по горной тропинке к вершине горы, остающейся, однако, недостижимой в этом мире. Для христианина жить — означает всегда подниматься ввысь и всегда двигаться вперёд. Люди в тексте евангельского отрывка пытались оправдываться: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Некоторые ошибочно полагают, что сама по себе жизнь в Церкви обеспечит им спасение и блаженную вечность. Увы, это не так. Принадлежность к избранному народу непосредственных свидетелей земной жизни Христа не помогла им. Принадлежность к числу апостолов не спасла Иуду. Так и нам, если мы успокоимся и в какой-то момент сочтём, что мы сделали достаточно, не поможет формальная принадлежность к Церкви, не спасёт технически верное и безупречное исполнение всего того, что предписывает церковный устав. Сохрани нас, Господи, от успокоения на достигнутом и дай нам стремление всегда двигаться вперёд и всегда иметь перед глазами Твою недостижимую и прекрасную высоту!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (34 оценок, в среднем: 4,97 из 5)
Загрузка...