«Русская хоровая музыка». Светлый вечер с Георгием Сафоновым, Алексеем Цапалиным, Алексеем Турком (14.07.2017)

Русская хоровая музыка (14.07.2017) - Часть 1
Поделиться
Русская хоровая музыка (14.07.2017) - Часть 2
Поделиться
Архимандрит Матфей Мормыль

Архимандрит Матфей (Мормыль)

У нас в гостях были регент хора Данилова монастыря Георгий Сафонов, директор фестиваля «Славянский мир» Алексей Цапалин и сопродюсер фестиваля Алексей Турок.

Мы говорили о молодом фестивале «Славянский мир», который посвящен памяти архимандрита Матфея (Мормыля). Гости рассказали об идее создания фестиваля духовной и светской музыки, о первых участниках и программе выступлений.


А. Пичугин

– В студии светлого радио приветствуем вас мы, Лиза Горская…

Л. Горская

– И Алексей Пичугин.

А. Пичугин

– Вместе с нами и с вами сегодня этот «Светлый вечер», ближайший час проведут – у нас тут в студии очень много людей, – Георгий Сафонов, регент праздничного мужского хора московского Свято-Данилова монастыря. Здравствуйте.

Г. Сафонов

– Здравствуйте.

А. Пичугин

– Алексей Цапалин, организатор фестиваля «Славянский мир». Добрый вечер.

А. Цапалин

– Добрый вечер всем, и радиослушателям в том числе, конечно.

А. Пичугин

– Алексей Турок, сопродюсер фестиваля «Славянский мир». Здравствуйте.

А. Турок

– Добрый вечер.

А. Пичугин

– А фестиваль «Славянский мир», о котором мы сегодня будем говорить, он посвящен памяти архимандрита Матфея Мормыля. Я думаю, что давайте вначале просто слушателям, кому-то напомним, кому-то расскажем, кем был этот человек, почему его памяти посвящают фестивали, музыкальные фестивали, он священник. Георгий, вы обещали рассказать в двух словах, кто такой отец Матфей.

Г. Сафонов

– Архимандрит Матфей Мо́рмыль – как он правильно просил называть его фамилию, – это личность легендарная, личность, которая заслуживает уважения. Личность, от которой мы все, на примере и на учении которой мы все учились, и который ну практически снабдил всю православную певческую Россию нотами различных интересных песнопений. То есть на репертуаре хора, которым он руководил, а он долгое время руководил замечательным хором академическим, так называемым хором Троице-Сергиевой Лавры…

А. Пичугин

– С 61-го года и до смерти в 2009-м.

Г. Сафонов

– Да. Вот он на этом хоре создал огромнейший и поднял вообще, возродил огромнейший репертуар нашей замечательной певческой древней культуры, обработал это материал совместно со своим коллегой, диаконом Сергием Трубачевым, тоже легендарной личностью. Вот они вдвоем явили миру потрясающий репертуар, на котором сейчас живут практически все хоры православной России. В монастырях, в храмах приходских, квартеты, хоры по 60 человек, мужские хоры, детские хоры, неважно, в репертуаре каждого хора есть песнопения, либо гармонизованные, либо обработанные, либо написанные, сочиненные отцом Матфеем. Это был своего рода глыба такая вот нашего хорового искусства.

А. Пичугин

– Остались записи, много записей, и если кому-то из слушателей вдруг станет интересно после того, как Георгий рассказал, я думаю, что действительно кто-то заинтересуется – в церковных лавках, в интернете очень много можно найти записей хора под управлением отца Матфея Мормыля, начиная там с 70-х годов, я видел. И фестиваль «Славянский мир», о котором мы сегодня собираемся говорить, теперь о нем в двух словах. Алексей Цапалин, как организатор фестиваля, расскажите.

А. Цапалин

– С удовольствием. Мы придумали с небольшим количеством моих коллег и друзей фестиваль и задумали его как небольшой, может быть, этап и веху некую в развитии духовной составляющей в нашей стране. Почему так громко говорю, ну собственно говоря, о фестивале, поскольку фестиваль все-таки является пока единственным в подобном формате проходящим и будет проходить на территории Подмосковья, сейчас это такой вот пять фестивалей, которые будут в разных городах. 15 июля он стартует в городе Истра. Соответственно задумка фестиваля заключается в следующем. Мы хотели соединить вещи, очень близкие друг другу по духу и внутренне, и, соответственно, друг другу очень тождественные где-то: классическую музыку, народную музыку, русскую музыку и духовную составляющую, да, и духовную музыку. Немного расскажу о том, как попытались мы, собственно говоря, составлять программу. Долго думали, кто могут быть люди, кто могли бы участвовать в фестивале, формат этот достаточно ну пока никаким образом не прокатан, он очень короткий – два, два с половиной часа музыкального материала. И фестиваль открывает колокольный звон плоских колоколов Александра Жихарева, Александра и Татьяны. Уникальная совершенно колокольня, она играется также как в классическом оркестре играю трубы колольные, там такие же русские, но они при этом плоские колокола, и они звучат, как тон…

А. Пичугин

– Плоские колокола это то, что называется било в народе или даже не в народе…

А. Цапалин

– Да, абсолютно верно.

А. Пичугин

– Это что-то такое, что было до колоколов.

А. Цапалин

– Да, совершенно верно, вот эту вот историю…

Л. Горская

– Блеснул эрудицией.

А. Цапалин

– Да, спасибо Алексей. Соответственно открывает фестиваль вот такой вот удивительный колокольный звон, как и всякое благое дело, которое начинается, оно должно начинаться с чего-то большого и важного. Хотелось бы отдельно поблагодарить Оксану Валентиновну Косареву за поддержку, оказание очень большой помощи. Это министр культуры Подмосковья, которая поддержала нас очень крепко, дала нам возможность провести этот фестиваль в пяти городах Подмосковья.

Л. Горская

– В каких?

А. Цапалин

– Это 15-е число это город Истра, замечательный город, 29 июля это город Кашира, это центральная площадь, 12 уже августа это центральная площадь города Коломны. После этого мы переезжаем в город Клин, где вместе со всем городом празднуем 770-летие 26 августа и заканчиваем мы наш фестивальный марафон 16 сентября опять в городе Истра. Собственно говоря, в нашем замечательном музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим».

А. Пичугин

– А где Сергиев Посад, в котором жил и работал, как сказали бы 20 лет назад, отец Матфей Мормыль?

А. Цапалин

– Пока в этом году, Алексей, не смогли, что называется, но обязательно будем. Мы надеемся что это начинание, это первые пять таких этапов большого фестиваля и большого дела. И, Алексей, поверьте мне, мы обязательно туда доедем в следующем году. В этом году не смогли согласовать.

Л. Горская

– А зачем соединять традиционно различные направления народной музыки и классической, откуда вообще идея возникла?

А. Цапалин

– Очень много людей хотели бы и многие люди интересуются русской историей, русской культурой, православием отдельности, да, иногда это, собственно говоря, классическая музыка. Вы знаете, что на некоторые концерты классической музыки в Москве, в Санкт-Петербурге, в больших городах нашей страны попасть невозможно, ну очень трудно. Они популярны, это прекрасно, это здорово, просто донельзя как хорошо. А с духовной музыкой я, как не глубокий специалист и человек, который не глубоко погружен, я больше погружен организацию фестивального процесса, я понимал, что и мои коллеги и друзья понимали, что надо попытаться соединить что-то, что могло иметь реальную подоплеку под собой, ну настоящую русскую историю какую-то. А кроме как песенной в данной ситуации мы не нашли никакого другого супер объединяющего, скажем так, мотива.

Л. Горская

– То есть романсы будут?

А. Цапалин

– Пока нет, пока только вот Георгий может рассказать потихоньку о том, что будет. Мы потихоньку будем в программе ставить те композиции, которые будут звучать со сцены. Но там будет очень-очень разная музыка. Например, это будет струнный квинтет Андрея Звонкова – музыканта, виртуоза, гитариста из группы «БИ-2», у которого есть совершенно необычная программа под названием «Сны графа Кайзерлинга» – это Бах, переложенный на гитару, он полтора года этим занимался. И вот такая программа была отрепетирована с Александром Вершининым, с профессором Московской консерватории, но, к сожалению, он улетел в Японию на два месяца. И к нам, прям к счастью теперь уже для нас, придет он вместе со своим струнным квинтетом. Или вот, например, классические произведения разного толка, разной направленности в исполнении Михаила Степанкова – это аранжировщик, композитор, музыкант, исполнитель, виртуоз. Он играет на флейте и играет концерты, которые выглядят как классическая музыка в очень, ну, назовем так, необычной аранжировке, все-таки больше похожей на эстрадную. А также в концерте будет принимать лютневый квартет Олега Бойко – это очень необычный исполнитель, он больше известен в Европе, чем у нас в стране и очень много объездил стран мира со своими концертами лютневой музыки и гитарной музыки. Это ученик Владимира Константиновича Бранда, известнейшего российского гитариста и педагога. Вот такой вот необычный как бы концерт, и начинающийся очень необычным действом и заканчивающийся, собственно говоря, опять же очень необычно, будет представлен вниманию зрителей, слушателей. Этот концерт и этот фестиваль абсолютно бесплатен, он доступен для любого посетителя фестиваля.

А. Пичугин

– Об этом мы поговорим. Сейчас давайте музыку послушаем.

Л. Горская

– Сколько можно о ней говорить.

А. Пичугин

– Давайте слушать. А что слушаем-то?

Г. Сафонов

– «Русь называют святою».

А. Пичугин

– А в двух словах про эту композицию.

Г. Сафонов

– Очень интересная композиция была сочинена монахом Данилова монастыря, архидиаконом Романом Тамбергом. Это своего рода духовный стих, который сочетает в себе черты еще такой современной песни, ну то есть что-то вроде бардовской песни. Отец Роман очень много сочинял у нас раньше. И, к сожалению, сейчас он в мире ином, но наследие после себя оставил очень богатое. И вот одна из известнейших его таких песен, песнопений, которые поет вся Россия, это «Русь называют святою», которое мы в свое время переложили на мужское звучание. И наш хор его исполнит.

А. Пичугин

– Слушаем.

А. Пичугин

– Напомним, дорогие слушатели, что в гостях у светлого радио Георгий Сафонов, регент праздничного мужского хора московского Свято-Данилова монастыря. Алексей Цапалин, организатор фестиваля «Славянский мир», о котором мы сегодня говорим. Алексей Турок, сопродюсер фестиваля «Славянский мир». Сопродюсер фестиваля, Алексей, как это можно объяснить, кто вы на фестивале?

А. Турок

– Здесь я, наверное, выступаю в качестве больше некоего советника, то откуда и куда можно прийти, и что мы должны получить в итоге. На самом деле, уникальность фестиваля в том, что мы сегодня совмещаем и церковные традиции проведения таких вот небольших мероприятий, как раньше было, хоры всегда выступали, всегда ездили, всегда, собственно, были у них некие гастрольные туры и по России, и по всему миру. Мы сегодня в одном нашем фестивале пытаемся совместить современные именно методы управления таким мероприятиями, с точки зрения современной медийной культуры…

Л. Горская

– Вы профессионализм имеете в виду или современный формат?

А. Турок

– Да, безусловно, профессионализм организации. Плюс мы на это накладываем не совсем 100 процентов церковные песнопения, поэтому, собственно, фестиваль и имеет некий налет: он, с одной стороны, православно-духовный, с другой стороны он светско-социальный. Соответственно, затрагиваются многие проблемы того, что мы можем через этот фестиваль донести до людей. И собственно, что первое. Первое это, например, уйти от тех, наверное, таких вот стопроцентных празднований с использованием современных звезд попсовых. То есть мы вполне можем проводить дни города, как уже Алексей Цапалин сказал, в Клину. Мы собственно внедряем туда наш фестиваль, и мы тем самым части аудитории города можем предоставить именно такой характер развлечений и такой характер именно подачи материала. С другой стороны, у Русской Православной Церкви тоже есть сегодня необходимость в своих медийных программах, собственно мы это и предоставляем. В дальнейшем мы сумеем трансформировать эти фестивали в некое более такое масштабное мероприятие, которое будет иметь и свое название, которое будет соперничать не только с большими фестивалями, которые, мы знаем, проводятся в мире, не буду их называть. У нас будет свой налет такой православной, духовной русской культуры, которая пройдет по всему миру, и собственно этим самым мы покажем, что это наша культура, она выражается…

Л. Горская

– Глаза загорелись сразу.

А. Турок

– Да, она выражается именно вот в таком характере исполнителей и в таком характере подачи этого материала.

Л. Горская

– А расскажите, пожалуйста, как вам удается вот этот первый, я так понимаю, пилотный, да, фестиваль проводить таким образом, что вход туда бесплатный? Это, как говорит один мой добрый знакомый: за чей счет банкет?

А. Цапалин

– Все очень просто. Я же упомянул, собственно говоря, в наших везде в публикациях и везде, где мы об этом говорим о фестивале, значится четко: он проводится при поддержке правительства Подмосковья.

Л. Горская

– Московской области.

А. Цапалин

– Московской области, да. В данной ситуации, конечно же, министерство оказало нам всевозможные необходимые способы поддержки, в том числе и финансовые. Часть финансовых средств мы, естественно, вытащили из кармана, как всякая нормальная продюсерская группа, и используем, в общем-то, свой талант продюсеров и работу.

А. Пичугин

– Алексей сказал: и будет и название. Мы сейчас, пока звучала песня…

Л. Горская

– Имеется в виду бренд, наверное.

А. Пичугин

– Бренд. Но вот пока звучала песня, мы обсуждали, что «Славянский мир», сейчас если в любом поисковике забить «Славянский мир», выпадет огромное количество предложений – от кафе, которых будет штук сто с таким названием, до фестивалей, магазинов, всего прочего. Тут же надо как-то выделяться на общем фоне?

А. Турок

– Алексей, согласен с вами, как бренд-менеджер вы абсолютно правы. А теперь послушайте другого бренд-менеждера.

А. Пичугин

– Так, давайте.

А. Турок

– Все-таки «Славянский мир» – это название, которое ну является всеобъемлющим и в тоже время скрепляющим определенные духовные и светские составляющие внутри фестиваля. Поэтому нас не пугает кафе, рестораны, которые так же называются.

Л. Горская

– А другие фестивали и, в частности, в Московской области проходящие с таким названием?

Г. Сафонов

– Ничего страшного. «Славянскому миру» все к лицу. Все в порядке, все во славу Божию – давайте вот так вот к этому и относиться. Вырастет бренд до истории под названием гастроли во всем мире – замечательно, мы будем делать все, для того чтобы это произошло. По дороге еще что-то будет, какое-то другое название, которое как-то будет иным образом ну как бы рассказывать о том, как выглядит наш фестиваль – тоже здорово. Я думаю, что правильно было бы с этим названием стартовать. Оно все-таки душевно отвечает нашим запросам. Ну как бы правильно. Потом он такой большой ведь, настоящий «Славянский мир».

Л. Горская

– А как же вас искать в интернете? Вот 14 марта – «Славянский мир», фестиваль посвященный Дню славянской письменности и культуры – это же не вы?

А. Цапалин

– Нет, это не мы, да..

Л. Горская

– Вот, не вы. Тут сплошные не вы в выдаче поисковика.

А. Цапалин

– Ну мы только-только появились, мы молодой фестиваль, мы только-только растем. Первый раз мы появимся 15 июля в городе Истра. Мы только родились. У нас даже еще нет сайта собственного, он будет только через 4 дня. В день открытия фестиваля откроется и сайт, ну такой сайт-обложка.

А. Пичугин

– А позовете?

А. Цапалин

– Позовем. Уже зовем.

Л. Горская

– А как люди, кроме как из нашего эфира, могут узнать и прийти на этот фестиваль?

А. Цапалин

– Ну конечно, мы на данный момент пользуемся теми возможностями, которые у нас есть, они достаточно скромные. Адресно где-то, правильно ли, мы, конечно, использовали определенным образом рекламу в виде раздачи листовок в городах, о телевизионной рекламе мы не можем сейчас говорить. Мы говорим об очень целевой аудитории. Мы, конечно, через храмы, через воскресные школы…

Л. Горская

– Кто это, ваша целевая аудитория?

А. Цапалин

– Мы надеемся, что это люди, которые где-то немножечко близки к тому самому шагу, который называется храм. Ну вот где-то к этому вот состоянию. Они, может быть, мечутся, может быть, колеблются, где-то они могут быть настроены более скептически, если можно так сказать. Мы думаем, что это то, что может отвечать душевному состоянию человека, всегда ну интеллигентного где-то внутренне, мечущегося. Мы хотели бы предложить ему вот такую форму входа, да, где-то подумать о хорошем, о большом, о красивом.

Л. Горская

– Георгий, вы согласны? То есть это не обязательно там воцерковленные люди или люди прицельно интересующиеся.

Г. Сафонов

– Не обязательно. И я с Алексеем солидарен в том, что программа фестиваля очень интересно выстроена, на любого слушателя. Мы просто уже давно с нашим хором занимаемся этим. То есть мы программы строим не так, чтобы пели, например, два отделения духовной музыки или два отделения народной песни. Мы поем в двух отделениях и духовную музыку, и духовные стихи, и народную песню, и казачью песню, и песни советских композиторов. Потому что знаем, что в зале находится, например, воцерковлный человек, который не принимает песни советских композиторов, но любит духовную музыку. И он в первом отделении отслушает духовную музыку, дойдет до песен советских композиторов и поймет, что песни советских композиторов тоже не лишены духовности. А тот, который поборник попсы, он от духовной музыки открещивается всячески: а зачем мне вот этот вот гундеж? – некоторые так это называют. Но он сядет в зал, услышит, какая бывает духовная музыка, а бывает она очень разная, а потом дойдет до своего родного, до каких-нибудь современных песен из репертуара «Любэ» там и так далее, которые сейчас, в общем-то, многие хоры поют, услышат свое родное, выйдет из зала. И вот здесь совершится и у того человека, и у другого человека некое совмещение. Он потом придет домой, додумает, что он, оказывается, услышал духовную музыку, которая ему понравилась и услышал свое родное. А этот услышал наоборот. И, наверное, вот это вот соединение, оно даст свои результаты. Этот не будет клеймить попсу так называемую, а это придут в храм, помолится, поставит свечку для начала. Потом записочки напишет, потом к батюшке придет, поговорит и так далее. И вот начнется воцерковление этого человека. Наверное, так. Я думаю, что это…

Л. Горская

– То есть, возможно, какие-то стереотипы отпадут.

А. Пичугин

– Давайте слушать музыку дальше. Что у нас на очереди?

Л. Горская

– Казачья песня «Донцы-молодцы».

А. Пичугин

– Ну а мы напоминаем, что это «Светлый вечер» на светлом радио. Здесь у нас в гостях Георгий Сафонов, регент праздничного хора московского Свято-Данилова монастыря, Алексей Цапалин, организатор фестиваля «Славянский мир» и Алексей Турок, сопродюсер фестиваля «Славянский мир». Лиза Горская, я Алексей Пичугин. У нас минутная пауза, и мы вернемся в эту студию.

А. Пичугин

– Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, сегодня здесь Георгий Сафонов, регент праздничного мужского хора московского Свято-Данилова монастыря, Алексей Цапалин, организатор фестиваля «Славянский мир», о котором мы сегодня говорим, и Алексей Турок, сопродюсер фестиваля «Славянский мир».

Л. Горская

– Кстати, я хотела уточнить, вся музыка, все песни, которые мы сегодня слушаем, все композиции – это исполнение хора вашего, да, как раз?

Г. Сафонов

– Данилова монастыря.

Л. Горская

– Под вашим управлением.

Г. Сафонов

– Да.

Л. Горская

– Вот. Это важно. А то мы ставим музыку…

А. Пичугин

– «Славянский мир». А пригласите из славянского мира еще кого-нибудь? У нас же е только Россия – Белоруссия, Украина, Чехия, Польша, Словакия, сейчас будем всех вспоминать и…

А. Цапалин

– Алексей, вот вы абсолютно правы. Несколько минут назад мы как раз упоминали, почему «Славянский мир», вот вы на него практически и начали, на этот вопрос отвечать. Потому что «Славянский мир» огромен. И, конечно же, мы пригласим обязательно в наш фестиваль представителей всех возможных наших друзей, соседей, братьев. Это не случится в этом году, мы не сможем это сделать, мы только выпускаемся, мы очень молодой фестиваль, мы только начали. Но будем делать все, что возможно, для того, чтобы вырасти до состояния большого настоящего серьезного фестиваля. Его составляющая позволяет нам так думать. И мы когда говорили с участниками, и вот с Георгием, в частности, конечно, думали, что осилит дорогу идущий. Мы начали, обязательно продолжим тем, что будем все больше и больше вовлекать в наш круг людей из славянского мира, из славянской культуры.

Л. Горская

– А какая программа-минимум и программа-максимум у вас на этот год, и планируете ли вы как-то развивать фестиваль вот в этом интервале между летними сезонами?

А. Цапалин

– Летними сессиями, да? Мы планируем в этом году обязательно проехать по тем городам, которые я назвал. Могу еще раз повторить, если в не против. 15-го числа мы начнем в городе Истра, 29-го мы окажемся на центральной площади в городе Кашира, 12 августа мы окажемся в городе Коломна, это на центральной площади. Соответственно 26-го присоединимся к празднованию 770-летию города Клин на центральной же площади. И финишируем там же, в городе Истра, все в том же музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим». Это будет 16 сентября уже в самом непосредственно зале. Планируем. Отвечая на ваш вопрос, я скажу: мы думаем, что мы попробуем в этом году еще успеть в несколько городов. У нас есть предложение из Ярославля, есть предложение из Нижнего Новгорода. Мы попробуем успеть отвезти и представить нашу программу зрителям и людям, которые были бы в этом заинтересованы, вот конкретно вот в этих регионах России. Попробуем успеть, может быть, охватить большее количество региональных городов, куда мы могли бы добраться в таком составе, ни в коем случае не усеченном, естественно, в том, котором мы сейчас стартуем и продолжаем быть. А по поводу планов все очень просто. Мы хотели бы, конечно же, оказаться где-нибудь в большом городе, где соберется очень много людей, и это неважно, какой город будет страны…

А. Пичугин

– Ну, большой – в вашем представлении это сколько: 300 тысяч или 5 миллионов?

А. Цапалин

– Большой город – любой город, где соберется тысяча человек, которые готовы слушать эту музыку. Неважно, тысяча человек там, две тысячи человек живет.

А. Пичугин

– Мы про участников фестиваля не говорили еще.

Л. Горская

– Немного говорили.

А. Пичугин

– Ну немного говорили, но давайте как-то их так скомпонуем, перечислим. У мня тут флаер, на котором написано: хор московского Данилова ставропигиального мужского монастыря. Понятно, что вы его представляете. А мужской хор «Держава» под управлением Ильи Мельникова?

А. Цапалин

– Ну, к сожалению, Илья, в силу работы и репетиций, не смог прийти с нами сегодня, побывать здесь у вас в замечательном эфире.

Л. Горская

– Ну на фестиваль-то он придет?

А. Цапалин

– Конечно.

Л. Горская

– Ну, это главное.

А. Цапалин

– Не только придет, он придет вместе с хором.

А. Пичугин

– Лютневый квартет Олега Бойко будет.

А. Цапалин

– Будет, обязательно будет, и ему всегда быть. Конечно я, Алексей, упоминал о том, что Олег вместе со своим квартетом более известен в Европе, чем у нас в стране.

А. Пичугин

– Да, вы говорили, я помню.

А. Цапалин

– Он много гастролирует, объехал, по-моему, большую часть планеты со своими концертами. Ну здесь в нашей стране, к сожалению, не так популярна лютневая и гитарная музыка, инструментальная музыка. Но мы, взяв на себя ответственность где-то, ну в некоей просветительской составляющей, если можно так сказать, мы решили включить и попросили Олега быть с нами. Олег любезно согласился и, естественно, будет выступать. Это будет интересно, это очень, вы знаете, это очень необычно все звучит, когда одновременно много струн, и одновременно много звона от этих струн…

А. Пичугин

– Флейтист Михаил Степанков.

А. Цапалин

– Очень необычный человек. Много лет он занимается аранжировками, композициями, где-то иногда звукорежиссером, продюсированием. Это многие вещи, которые звучат на российской эстраде, сделаны его руками, его душой, его возможностями и профессионализмом, он студийный музыкант. Ну я могу сказать, что это эстрадные исполнители, начиная от Жасмин и заканчивая там Валерией, то есть он огромное количество сделал аранжировок и работ. Но одно из его проявлений это вот такая виртуозная многолетняя работа с классической музыкой, но где солирует флейта, в переложении этих классических композиций. Ну и в том числе Моцарта, Бетховена, Баха, Гайдна. Где-то иногда это даже очень эстрадная история, ну как Вила-Лобос, да, например, в его переложении, и флейта является сольным инструментом. Вот сделал очень необычную переработку, аранжировку и будет солировать на концерте, ну естественно, на своем любимом инструменте. И такое вот необычное проявление очень известного, но очень в узких кругах, это очень так правильно назвать, музыканта и композитора, и аранжировщика. Вот такой вот необычный человек. Его до этого, конечно, не очень многие видели и очень многие слышали.

А. Пичугин

– Ну и струнный квартет Андрея Звонкова. Андрей Звонков известен как гитарист, в частности, группы БИ-2. Ну и помимо БИ-2 у него много еще было проектов, я помню, что…

А. Цапалин

– Да, он один из любимых музыкантов Земфиры, совершенно верно. Он человек, который записал альбомы Елене Кравец. Его гитара звучит в огромном количестве музыкальных композиций в нашей стране…

А. Пичугин

– Ну как и рок-музыка, так и классическая музыка. Кстати, я помню, там с Бахом было что-то связано, записывалось.

А. Цапалин

– Вот это и есть та самая история, которая называется «Сны графа Кайзерлинга». Это программа, которую он отрепетировал сначала с Вершининым Александром, профессором Московской консерватории, и несколько раз представлял это, в том числе в этом году в Доме музыки, собрав большой зал в 1200 мест, аншлаг. А здесь это будет представлено в виде струнного квартета, в нашем ну как бы фестивале. Нам бы очень хотелось все-таки, конечно, чтобы Александр Вершинин присоединился к нам, но он не сможет, он в Японии, на 2 месяца он уехал на гастроли.

А. Пичугин

– Вы об этом говорили. И еще раз, конечно же, напомним, что в 11 часов начало – ну это вот все, что касается «Нового Иерусалима». А так 15 июля в Истре, 29-го в Кашире, 12 августа в Коломне, 29-го в Клину и 16 сентября снова в Истре. Вход бесплатный, фестиваль «Славянский мир».

Л. Горская

– А вот то, о чем мы говорили в начале программы, что поп-звезды сброшены с парохода современности, в том смысле, что их ну участие в фестивале даже не рассматривается?

А. Цапалин

– Нет, конечно нет.

Л. Горская

– А это так случайно получилось или это концепция?

А. Цапалин

– Нет, это намеренно, это концепция.

Л. Горская

– Почему? Интересно же.

А. Цапалин

– Ну потому что, как вы понимаете, есть профессиональное поле, поле деятельности для тех или иных музыкантов. Ну то есть, например, есть профессиональное такое же поле деятельности фестивалей. Есть как бы фестиваль «Нашествие», который прекрасно в своем проявлении три дня происходит, по колене вы понимаете в чем. Есть, например, фестиваль «Максидром», который возглавляет Эдуард Ратников с компанией, я работаю и двигаюсь там как младший партнер, его товарищ, и помогаю проводить этот фестиваль вместе с ним. Это другая история. Но я прекрасно понимаю, что все, что сейчас происходит на, ну назовем это поляной, можно так, оно, в принципе, покрыто, ну вот если честно, в том или ином виде, есть там «Дикие мяты», да, замечательный фестиваль, есть Мария Семушкина с вообще гениальным абсолютно фестивалем «Усадьба Джаз».

А. Пичугин

– Ест наши друзья «Троица. Все живое», мы не можем их не вспомнить.

А. Цапалин

– Совершенно верно. Но вот фестиваля, который бы соединял вот то, о чем мы говорим, ткань ту, которую сейчас мы пытаемся представить слушателю и зрителю нашего фестиваля, ее нету, на этом поле никого нет.

А. Пичугин

– Но это другое. Вот тут, кстати, еще интересная тема возникает. Аудитория «Нашествия», «Троицы», «Дикой мяты», «Максидрома» – вы можете себе представить, чтобы кто-то из людей, кто интересуется этим музыкальным направлением, со временем приезжал бы и к вам тоже? Ведь лето это такая фестивальная пора, когда люди действительно кочуют из одного фестиваля на другой, с другого на третий, еще огромное количество малоизвестных фестивалей для узкой аудитории. Вот вы может себе представить, что ваш…

Л. Горская

– Подожди, а насколько корректно твое сравнение, если фестиваль «Славянский мир» не предполагает проживание в палатках в течение нескольких дней?

А. Пичугин

– А они далеко не все предполагают проживание в платках. Некоторые из них камерные, некоторые предполагают проживание в гостиницах, некоторые однодневные…

Л. Горская

– Это вот какие из тех, кого ты перечислил, предполагают проживание в гостиницах?

А. Пичугин

– Ну слушай, ну мы не будем углубляться.

Л. Горская

– Ну перечисли тех, кто в палатке предполагает?

А. Пичугин

– Да зачем, да какая разница, подожди. Ты согласна с тем, что лето фестивальная пора? Согласна.

Л. Горская

– Это ты некорректный вопрос поставил.

А. Пичугин

– Все корректно, ты согласна, что лето фестивальная пора. Вот вы можете себе представить…

А. Цапалин

– Знаешь, я могу себе представить, я объясню.

А. Пичугин

– Слава Богу, что Алексей понял.

А. Цапалин

– Да, мне все понятно. Самолет падает – что происходит? Таблицу умножения люди вспоминают? Нет, молитву. Знаете, почему? – Страшно. Значит, Божий страх есть у любого человека в душе. Но я уверен на 200 там, на 300 процентов, что в каждом человеке, который приходит на вышеперечисленные отличные фестивали, есть Божия составляющая. Ну то есть вот это так. Ну может быть, услышав один раз, люди придут просто поинтересоваться. Помимо ведь, в рамках музыкальной программы фестиваля у нас же есть мастер-классы бесплатные для детей, есть целый город мастеров, есть вещи, где можно прийти семейным кругом небольшим, спокойно послушать музыку, отойти и поинтересоваться какими-то ремеслами, которые будут представлены. Все это абсолютно бесплатно, для всей семьи. Ну то есть как бы есть такая небольшая ярмарка, в рамках которой можно приобрести какие-то смешные поделки, и не смешные, народного промысла и творчества. Это способ проведения семейного досуга. Это не просто фестиваль, который вот, знаете, вот вы тут сядьте, мы вас будем пичкать вот такой правильной музыкой, а вы будете отличными ребятами.

А. Пичугин

– А нам пор слушать музыку, которой никто никого не пичкает. Но, тем не менее, мы ее слушаем. А что у нас?

Л. Горская

– Чайковский

А. Пичугин

– Петр Ильич Чаковский, да?

Л. Горская

– А вот как раз про молитву Алексей хорошо сказал. «Покаянная молитва о Руси».

А. Пичугин

– Возвращаемся в студию светлого радио. Сегодня здесь, я напомню, Георгий Сафонов, регент праздничного мужского хора московского Свято-Данилова монастыря, Алексей Цапалин, организатор фестиваля «Славянский мир», Алексей Турок, сопродюсер фестиваля «Славянский мир», о котором мы сегодня здесь и говорим.

Л. Горская

– А вот у меня такой вопрос, наверное, он к Георгию. А классическая музыка, вообще она как представлена у нас? Как вы выразились, фестивальная поляна?

А. Цапалин

– Фестивальное поле.

Л. Горская

– Фестивальное пространство России, там вот, кроме как в виде каких-то крупиц внедрения в другие фестивали, классическая музыка встречается?

Г. Сафонов

– Ну вы знаете, у нас в основном летом происходит нашествие такое попсовой и роковой культуры. А действительно на территории России, может быть, я сразу приношу свои извинения пред людьми, совершенно помешанными на классической музыке, которые пытаются где-то в глубинке России, и даже в центральных городах организовать однодневные или, может быть, недельные фестивали. Но эти фестивали, они малоизвестны, они так широко не рекламируются, как, например, европейские – на территории Австрии, огромное количество там вот в Тироле проводится фестивалей, в Германии, во Франции. И самое главное, что все русские коллективы и симфонические оркестр и так далее – все едут туда. А здесь, на территории России, мы, к сожалению, не слышим вот такого количества классической музыки летом, именно фестивальной, доступной для всех.

А. Пичугин

– Вот недавно, 26–28 мая, соответственно, в самом преддверии лета был фестиваль «Музыка под небом», совсем рядом с Москвой, самое-самое ближнее Подмосковье. Вот есть такой известный храм на острове, и вот там вот усадьба «Остров», вот там вот этот фестиваль проходил. Кстати, при нашем участии, при поддержке радио «Вера». Ну это да, это один из немногих. Вот так вот мы о нем знаем, потому что сами о нем рассказывали, и знают наши слушатели, знают люди, наверно, которые как-то плотно связаны с классической музыкой.

Г. Сафонов

– Да, замечательно. Но я могу сказать на примере нашего коллектива, например, что вот этим летом нас пригласили дважды в Польшу на фестиваль, классической хоровой и инструментальной музыки. Они очень хотят услышать русские народные песни, что характерно, да, вот поляки. Нас пригласили в Эстонию на фестиваль, с духовной музыкой. То есть эстонцы слушали хоровую русскую музыку, и они же слушают там современную инструментальную музыку и древнюю музыку инструментальную. И все это происходит в помещении разрушенного православного храма, что характерно.

Л. Горская

– Разрушенного или заброшенного?

Г. Сафонов

– Ну будем говорить полуразрушенного, да, заброшенного. Но его собираются восстанавливать, именно благодаря вот этому фестивалю, который проводится. Потом много фестивалей в Прибалтике, на хоровых полях проводится и так далее.

А. Пичугин

– Только хотел сказать, что в Прибалтике очень много классической музыки представлено.

Г. Сафонов

– Да, и туда приглашают русские коллективы. Но почему у нас, почему наши коллективы должны куда-то ездить, если они могут спокойно выступать здесь…

Л. Горская

– А почему они не могут спокойно выступать здесь? Почему?

Г. Сафонов

– А вы знаете, вот я могу сказать, что когда в советское время в Советском Союзе существовала массовая культура так называемая, в разных проявлениях, у нас много фестивалей проводилось на территории Советского Союза, и в том числе на территории России. Много хоровых, инструментальных, танцевальных, там я не знаю, в общем все виды искусств были представлены. Как только Советский Союз распался – все, мы разъехались все, и почему-то Россия, как мощная вообще держава, традиции этих фестивалей не поддержала. А это вот как-то непонятно.

Л. Горская

– А почему? Это просто такая оплошность или спроса нет? Спрос-то есть, мне кажется.

Л. Горская

– Нет, спрос есть.

А. Пичугин

– Спрос есть, а бизнес есть бизнес.

Г. Сафонов

– Люди с удовольствием слушают классическую музыку, приходят на концерты…

Л. Горская

– А спрос и есть бизнес.

Г. Сафонов

– Притом люди платят за это деньги, дорогие билеты. Они покупают эти билеты, они приходят в филармонии в период осенне-зимне-весенний. А летом им предлагают, точнее летом им могут предложить бесплатно прийти и послушать профессиональные, классные коллективы совершенно.

А. Пичугин

– Я сказал про Эстонию и открыл афишу эстонских фестивалей классической музыки. Вы знаете, у меня уже устала рука колесико мышки крутить, а они все никак не кончаются. Это все только одно лето – раз в неделю, в разных частях Эстонии.

Г. Сафонов

– Маленькая Эстония, у которой денег не так много, как, например, у нас. У нас они есть. Просто нужно желание и нужны такие вот замечательные организация как Алексей Цапалин.

А. Цапалин

– Спасибо большое.

А. Пичугин

– Алексей Цапалин, а может быть, отдельно, помимо «Славянского мира», еще фестиваль классической музыки?

Л. Горская

– Давайте фестиваль «Славянский мир» сделаем.

А. Цапалин

– Сейчас вот мы только это начнем, и я думаю, что все, что сказал Георгий, совершенно точно исполнимо. Мы попробуем. Еще разок: уважаемые господа, дорогу осилит идущий. Мы начали, мы то есть поверили в силы, у нас есть партнеры, у нас есть друзья, у нас есть люди, которые нам поверили и помогли. Ну мы начали движение, и я уверен, что все будет в полном порядке. Мы сможем достичь любого результата, но только необходимо верить в себя и в Господа Бога.

А. Пичугин

– У вас вон какой опыт организации фестивалей.

А. Цапалин

– У меня большой опыт организации любых больших мероприятий, конечно, это правда. Спасибо за комплимент, это правда. Ну я его сейчас и применил, взял на себя ответственность. Скажем честно, что данный фестиваль будет… Мало того, я забыл сказать, что у всех этих замечательных коллективов, которые дали согласие участвовать, будет некое связующее звено в виде поэзии. Я не будут рассказывать, как это будет выглядеть, но могу сказать, что это будет визуализировано.

Л. Горская

– Ну почему вы, сайта у вас нет, не рассказываете, что у вас будет…

Г. Сафонов

– Вот только-только мы начали, вот он будет. Ну вот буквально 3–4 дня.

Л. Горская

– Где можно с программой ознакомиться?

Г. Сафонов

– Пока вот только с помощью нашей вот это устной такой, знаете, как бы из уст в уста, знаете, вот такая вот история. Пока только так.

Л. Горская

– Но будет здорово?

А. Цапалин

– Уверен, будет здорово. Мы все снимем, все покажем, по телевизионному каналу «360», все это обо всем расскажет, сделает сюжет. Мы пригласили два федеральных телевизионных канала, посмотрим, доедут они до нас или нет. Смогут или нет, не знаю, но пригласили. Вот так вот пока будем двигаться.

Л. Горская

– А для людей, которые захотят до вас доехать, еще раз давайте, может быть, скажем, что фестиваль стартует 15-го…

А. Цапалин

– Спасибо большое. Фестиваль, да, стартует 15 июля в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в городе Истра – это будет через несколько дней в этой субботу. Дальше он продолжится 29-го числа в городе Кашира, в рамках проведения дня города, на центральной площади. Потом соответственно на центральной площади в городе Коломна 12 августа. Потом мы присоединимся к празднованию 770-летия города Клина 26 авгутста. И финишируем 16 сентября в том же самом музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в городе Истра.

Л. Горская

– А вот 15 июля и 16 сентября в городе Истра – одна и та же программа будет?

А. Цапалин

– Она будет видоизменена немножечко. Но это мы уже попытаемся с вами, если радио такое, как вы, ваши продюсеры и вы как ведущие пригласите нас еще раз в гости, мы с удовольствием перед 16 сентября, в сентябре расскажем, как могло бы это выглядеть. Мы будем немножко трансформировать. Конечно, мы, поймите нас правильно, мы до сих пор не знаем, как получится, насколько красиво получится, насколько динамично…

Л. Горская

– Вот вы сейчас говорите как профессионал, но нужно же понимать, что ваша как бы нижняя профессиональная планка, она там сильно выше многих ожиданий, все равно.

А. Цапалин

– Да все это вместе с визуальными эффектами, все это вместе с чтением, все это визуализировано песочным шоу. Все связки всех музыкальных коллективов между собой, логичным образом весь материал соткан в единое полотно. Зритель станет свидетелем большого, интересного, длинного – ну как, два часа, да, – музыкального представления.

А. Пичугин

– Вход бесплатный, еще раз напоминаем.

А. Цапалин

– Абсолютно.

Л. Горская

– Детей будет куда приткнуть?

А. Цапалин

– Детям будет интересно, уверен на сто процентов.

Г. Сафонов

– И самое главное, наверное, что наполнение вот этого первого концерта 15 июля, я был удивлен, когда Алексей называл мне коллективы, которые будут выступать. Ведь я даже не знал, что такие вот коллективы существуют, хотя в классическом поле нахожусь уже достаточно долгое время. Так вот хочу сказать, что это оригинальнейшие коллективы, и вот это вот не просто симфонические оркестры, а вот лютневый ансамбль – это вообще очень оригинально, это никто не слышал. И остальные коллективы это тоже очень оригинальные. Вот таких оригинальных коллективов в России очень много, о них никто не знает. Многие из них в подвалах репетируют до сих пор, но создают шикарные просто шедевры, восстанавливают какие-то интересные шедевры прошлого и производят какие-то современные шедевры. И эти коллективы обязательно должны выступать, их обязательно должны слышать. И это будет один из оригинальных фестивалей, тех, которые по всему миру сейчас имеют очень большую востребованность.

А. Пичугин

– Что мы слушаем напоследок?

Л. Горская

– Напоследок мы хотели поставить то же самое, чем планируется закончить фестиваль.

Г. Сафонов

– Мы хотели пожелать всем многая и благая лета. Это по славянской традиции. По традиции «Славянского мира».

А. Пичугин

– Спасибо. Напомним, что сегодня в гостях у светлого радио были Георгий Сафонов, регент праздничного мужского хора московского Свято-Данилова монастыря, Алексей Цапалин, организатор фестиваля «Славянский мир», о котором мы сегодня говорили. Алексей Турок, сопродюсер этого фестиваля. А сам фестиваль – мы в начале программы об этом говорили, напоминаем еще раз, – посвящен памяти архимандрита Матфея Мо́рмыля, это замечательный церковный композитор, регент, аранжировщик.

Л. Горская

– Или, как ласково называли студенты, Мормыля́.

А. Пичугин

– Ну или так. Лиза Горская…

Л. Горская

– Алексей Пичугин.

А. Пичугин

– Всего хорошего, спасибо.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пожалуйста, оцените материал)
Загрузка...