7 января по новому стилю Церковь празднует Рождество Христово – единственный из церковных праздников, который признан в России в качестве государственного. С 1991 года этот день считается официальным выходным. В иерархии праздников Русской Православной Церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. И это не случайно. Праздник установлен в честь события, которое во всех смыслах перевернуло мир. Именно после этого события летоисчисление разделилось на две эпохи – "до нашей эры", "до Рождества Христова", и "наша эра", то есть после Рождества Христова.
В Евангелии не указана точная дата рождения Иисуса Христа от Девы Марии. Впрочем, Церковь, признавая вариативность даты, никогда не сомневалась в самом факте пришествия в мир Спасителя. Евангельские тексты и научные исследования учёных-археологов доносят до нас те сведения, которые позволяют очень хорошо представить и само событие Рождения Христа, и его исторический контекст. Так, к примеру, известно, что царём Иудеи – страны, где родился Спаситель, – в то время был Ирод. Господствующей силой в Европе и на Ближнем Востоке была огромная и могущественная Римская империя. Иудея находилась в политической и экономической зависимости от Рима, но времена процветания «вечного города» были уже в прошлом.
В Иудее в то время шла гражданская война между сторонниками двух наследников царского трона, братьями Гирканом и Аристобулом. На волне политических интриг к власти и пришёл Ирод. В молодости над ним смеялись, называли полукровкой. Ирод не был членом царской семьи, но вырос при царском дворе. Мать его была арабкой, отец принадлежал к племени идумеев. Дед Ирода принял иудаизм, а отец сумел достичь высокого положения в обществе. Он стал советником Гиркана, но был отравлен заговорщиками. Опасность угрожала и самому Ироду. Тогда он отправился в Рим, и Сенат объявил его царём. Взамен, под предлогом военной помощи новому правителю, в Иудею вошли римские войска. В Риме Ирод фактически отрёкся от Единого Бога народа Израиля и принёс жертву в храме Юпитера. Он занял трон, но до конца жизни лишился покоя.
Ирод боялся покушений и заговоров, он стал подозрительным и мстительным, и, опасаясь потерять свою власть не щадил никого. Он даже казнил любимую жену, чтобы жениться на девушке из царской династии Хасмонеев и упрочить свои права на престол. Ирод заподозрил троих своих сыновей в заговоре и отдал их палачу. Уже смертельно больной, он тщательно придумал ритуал своих похорон. Царь приказал взять в заложники представителей самых знатных иудейских семейств. Их держали в заключении на городском ипподроме, чтобы казнить сразу после смерти Ирода. Тогда бы скорбь горожан уж точно была бы неподдельной.
Власть Ирода держалась на мечах римлян. Это понимали и чувствовали в Иудее. И с каждым годом всё отчаяннее ждали обещанного когда-то Самим Богом прихода Мессии. Историк, профессор Российского государственного гуманитарного университета Валерий Шабуров считает, что ожидание было основным настроением той эпохи.
Пророчества гласили, что Мессия должен родиться на родине царя Давида, в городе Вифлееме, и стать подлинным царем Иудеи и всего мира. По словам протоиерея Максима Козлова, настоятеля храма Серафима Саровского, даже язычники знали пророчества о рождении Божественного Младенца.
Как свидетельствует евангелист Лука, накануне рождения Иисуса Христа римский император Октавиан Август решил провести перепись населения, чтобы узнать численность налогоплательщиков своей империи и зависимых от Рима территорий. В Иудее подобные записи велись обычно по коленам, то есть по родам потомков двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова, образовавших, согласно Священному Писанию, израильский народ. У каждого рода был свой главный город, откуда происходил общий предок. Поэтому плотник Иосиф, живший в Назарете, отправился на перепись в город Вифлеем – город своего предка царя Давида. Переписи подлежали и мужчины, и женщины, и Иосиф взял с собой Деву Марию, которая была на последнем месяце беременности.
В Вифлееме уже не осталось ни мест на постоялых дворах, ни свободного угла, поэтому Иосиф и Дева Мария нашли себе приют недалеко от города, в пещере. Их было немало в окрестностях города, туда пастухи загоняли скот на время ненастья. Ночью у Пресвятой Девы Марии родился Сын Божий. Богородица спеленала Младенца и положила его в каменные ясли, где обычно был корм для скота.
Пещеру, в которой родился Христос, в четвертом веке нашла экспедиция царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вокруг пещеры был воздвигнут храм Рождества Христова.
Что же происходило в Вифлееме в ту чудесную ночь, когда родился Иисус Христос? Первыми о рождении Спасителя узнали пастухи. Перед ними в ослепительном сиянии явился ангел Божий. Пастухи испугались, но небесный посланец успокоил их. Он возвестил им, что всем людям сегодня дарована великая радость. Внезапно перед пастухами появилось множество других ангелов, они славили Бога и пели: "Слава в вышних Богу, и на земле мир". Пастухи поспешили в пещеру и обнаружили там Марию, Иосифа и Младенца. Они поклонились Христу и рассказали, что видели и слышали от ангелов.
Вскоре о рождении Спасителя узнали восточные мудрецы – волхвы – и царь Ирод. О последовавших за этим событиях рассказывается в Евангелии от Матфея (глава 2, стихи с 1-12) , которое 7 января на праздник Рождества Христова читается во всех православных храмах:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.
Царь Ирод так отчаянно боялся за свой престол, что для него угрозой был даже маленький ребёнок. Когда он понял, что волхвы к нему не вернутся, то приказал убить всех первенцев мужского пола младше 2-х лет в Вифлееме и окрестностях. Невинные дети стали первыми христианскими мучениками. Церковь чтит их память 11 января по новому стилю. Мы знаем, что Господь уберёг Своего Сына: ангел предупредил Святое семейство и Иосиф с Девой Марией и младенцем Христом бежали в Египет. Удалось спастись ещё одному мальчику, сыну первосвященника Захарии, будущему Иоанну Крестителю. А царь Ирод вскоре умер от мучительной болезни. Римляне разделили Иудею на несколько частей между наследниками Ирода, а потом и вовсе лишили страну даже видимости независимости. Новой провинцией империи стал управлять наместник-прокуратор. Символично, что именно в эпоху распада Иудеи, во время окончательной потери её политической и экономической свободы, произошло Рождество Иисуса Христа, давшее настоящую свободу и подлинное спасение не только Иудее, но и всему миру.
В данной программе использованы материалы "Первого канала", интернет-газеты «Вести.Ru», музыкального портала «muztune.com».
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе