21 сентября жители нашей страны могут стать участниками события, которое не только изменило ход человеческой истории, но которое имеет отношение к каждому конкретному человеку. Событие это — рождение Девы Марии, Богородицы. В этот день торжественные службы, посвященные Рождеству Богородицы, проходят во всех православных храмах.
Согласно преданию, родителями Девы Марии были благочестивые супруги Иоаким и Анна из царского рода Давида. Мария родилась у них, когда им обоим уже было далеко за шестьдесят. До этого всю жизнь они надеялись на появление ребёнка и неустанно молились об этом.
Во времена, когда жили Иоаким и Анна, ради рождения ребёнка закон разрешал бездетным парам даже развод. Однако супруги на это не пошли, хоть и прекрасно понимали, что на чашу весов поставлена их репутация в глазах окружающих. Супруги продолжали усердно молиться Богу, уповая на чудо. И однажды им явился Ангел и возвестил о рождении Дочери - Марии.
Сюжет чудесного рождения Девы Марии нашёл отражение и в художественной литературе. Вдохновенные строки посвятил этому событию поэт и философ Райнер Мария Рильке в своём стихотворении «Рождение Марии»:
О, какое нужно было самообладанье
ангелам, чтобы до времени унимать
песнопенье, как сдерживают рыданье,
зная: в эту ночь для Младенца родится Мать.
Ангелы летали, ангелы таили, где помещалось
Иоахимово жилище; издалека
Ангелы чувствовали: там в пространстве сгущалось
нечто чистое, хоть нельзя приземляться пока.
Суета была неуместна под этим кровом;
изумлённая соседка шла через двор,
а старик в темноте мычать не давал коровам,
потому что такого не было до сих пор.
Преподобный Иоанн Дамаскин в одной из своих проповедей на Рождество Пресвятой Богородицы говорит о том, что путь к главнейшему из чудес — воплощению Самого Бога — обязательно должен был начаться с чуда. Чудо Рождения Пресвятой Богородицы у бездетных, к тому же очень пожилых супругов, говорит ещё и том, что бездетность, как и любое другое несчастье, постигающее человека — вовсе не означает, что Бог проклинает его за какие-то страшные грехи. Достаточно вспомнить ещё один сюжет Нового Завета — исцеление Христом слепого с рождения человека. На вопрос учеников о том, за чьи грехи он страдает, свои собственные или его родителей, Христос ответил: ни за свои, ни за родителей, но лишь для того, чтобы в нём проявилась Слава Божья. Именно это и случилось, когда Христос исцелил его. Подобно этому, пример святых супругов Иоакима и Анны красноречиво свидетельствует о том, как порой нечто, кажущееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле приобретает совершенно иной смысл.
Узнать подробности событий, связанных с сегодняшним праздником Рождества Пресвятой Богородицы, нам позволяют дошедшие до наших дней письменные источники, датируемые в основном вторым веком. В частности, об этом рассказывает «История Иакова о рождении Марии». Однако о том, что в событиях, связанных с приходом Мессии, будет участвовать женщина и мать, упоминается уже в самых ранних пророчествах Ветхого Завета. К примеру, в Книге Бытия говорится о том, что «семя жены сотрёт главу змия». То есть, Тот, Кто победит грех, родится именно от земной женщины. В книге пророка Исаии сказано об этом ещё более прямо: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына...». Рождество Пресвятой Богородицы является началом исполнения древнейших пророчеств о приходе Мессии.
О смысле праздника размышляли самые авторитетные церковные мыслители, святые отцы Церкви. По их мнению, чудесное рождение Девы Марии у супругов, бывших до этого бесплодными, тоже имеет важное символическое значение. К примеру, преподобный Иоанн Дамаскин писал о том, что женская природа Анны, которой предстояло произвести на свет Богоматерь, просто не дерзнула проявить себя до положенного времени.
Преподобный Андрей Критский в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» подчеркивает непостижимое соединение в этом событии Божественного и человеческого: «Вот праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Матерью Царя всех — Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти». Наш современник, митрополит Сурожский Антоний, назвал события Рождества Богородицы и саму Деву Марию «Мостом между Небом и землёй и Дверью, раскрывающейся в Небо».
Можно с уверенностью говорить и о том, что Рождество Пресвятой Богородицы и последовавшее за ним почитание Божией Матери резко изменили сложившееся до этого события отношение к женщине в обществе.
Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — один из самых древних Богородичных праздников. Точное время его появления определить весьма сложно. Первые сведения о празднике мы встречаем у Константинопольского Патриарха Прокла, жившего в V веке. Примерно в это же время упоминает о празднике и святитель Иоанн Златоуст. А Палестинское предание гласит, что святая Елена ещё в IV столетии построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Согласно историческим свидетельствам, праздник Рождества Пресвятой Богородицы возник изначально в греческой Церкви, а уже потом появился на Западе, в Риме. Запись о Рождестве Богородицы, датированная 492 годом, была обнаружена в требнике папы Римского Геласия.
Существует любопытное предположение о том, что дату праздника Рождества Пресвятой Богородицы христиане Греции установили в противовес Олимпийским играм, которые проходили именно в это время, и, как известно, посвящались языческим богам.
А вот в католической традиции, несмотря на почти столь же раннее упоминание, праздник не имел ни общего распространения, ни торжественной службы вплоть до 13 века, когда, по преданию, один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь под одно и то же число слышал с неба пение ангелов. Ему было видение о том, что ангелы радуются, потому что в эту ночь произошло Рождение Девы Марии. После этого папа Римский отдал приказ, чтобы и на земле Рождение Святой Девы торжественно праздновалось именно в этот день.
На праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как и во время других торжеств, посвящённых Деве Марии, священники облачаются в одежды голубого цвета. Этот цвет символизируют небесную чистоту и непорочность Божией Матери. Православная и католическая церковь по-разному понимают природу этой чистоты. В середине 19 века папа Пий Девятый безо всяких оснований, которые могли бы быть подкреплены Священным Писанием или преданием Церкви, провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Под догматом в Церкви понимается положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей сомнению. Суть догмата папы Пия Девятого заключалась в том, что Богородица с самого момента её зачатия Иоакимом и Анной уже была вне власти первородного греха, иными словами, имела уже другую природу, отличную от обычной, человеческой.
Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии повлиял на богослужебную жизнь католической церкви. 8 декабря отмечается праздник Непорочного зачатия — один из главных праздников в католическом церковном календаре.
Утверждая, что Дева Мария, подобно Христу, была зачата непорочно, католики по сути отвергают тесную и таинственную взаимосвязь человека и Бога. Православная же церковь признаёт, что Богородица при своём рождении и после него имела человеческую природу. Она Сама, как и все люди, нуждалась в искупительной жертве Иисуса Христа.
О влиянии Рождества Богородицы на все последующие, и даже предшествующие ему события мировой истории, говорит другое важное богослужебное песнопение — кондак празднику. Вот как он переводится на современный русский язык: «Пречистая, святым Твоим Рождением Иоаким и Анна освободились от бездетства, а Адам и Ева от смертного тления. Его празднуют и Твои люди, избавленные от осуждения за грехи, восклицая Тебе: бесплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей».
В данной программе использованы материалы телеканала "Россия 24", телеканала "ТВ Центр", информационного портала "МИР24. net", канала "Jewish News One".
Благодарность. Наталья Сазонова
Как-то раз в проповеди священника услышала мысль о том, что Бог всегда присутствует в нашей жизни. И каждый по-своему ощущает присутствие Бога. Кто в радости, кто в утешении, кто в покаянном чувстве, кто-в молитве.
Мне хочется поделиться своим переживанием присутствия Бога.
Начало девяностых. Я — выпускница православного медицинского училища. Нас готовят как сестёр милосердия. Это значит — мы призваны оказывать не только медицинскую помощь. Но духовно поддерживать пациентов. Говорить с ними о вере, о Боге. Если просят, помочь подготовиться к исповеди, пригласить священника.
И вот, с полным осознанием своей миссии, я переступила порог реанимационного отделения, куда устроилась на работу.
Реанимация... Там как на фронте. Там два лагеря. В одном — тяжело больные, в другом мы — медики. Нет сил ни у тех ни у других. Все на пределе. Одних истощает страдание, другие выкладываются, спасая. Всем нужно помочь. Объём работы запредельный. Бессонные ночи выматывают. Все мысли в одном направлении; всё сделать правильно, вовремя, ничего не забыть.
Так проходили мои дежурства в реанимации. А дома я переживала, что снова ни с кем из пациентов не удалось поговорить о вере, о Христе. А как же моя миссия сестры милосердия?
И вот, прихожу в очередное дежурство на работу, а в палате — новый больной. Мужчина средних лет. Он был подключён к аппарату ИВЛ. Не мог самостоятельно дышать, но находился в сознании. Мне нужно было его помыть. Любое движение вызывало у мужчины сильный кашель от трубки в трахеи. Но он стал помогать мне менять под ним бельё, поворачивать его сбоку на бок. А ведь как тяжело ему это давалось!
Я закончила все процедуры и хотела отойти. Тут он аккуратно взял меня за руку и произнес одними губами, беззвучно: «Спасибо, спасибо. Дай Бог Вам здоровья».
Представляете! Такие страдания! Ни говорить не может, ни повернуться без посторонней помощи, а нашёл в себе силы меня поблагодарить.
Знаете, в этот самый момент, я почувствовала что Бог здесь, в этой реанимационной палате.
Потекли слезы. Пришлось опускать голову пониже, чтобы больной их не заметил. Мне больше не хотелось думать о своей высокой миссии спасения кого-то. Была просто благодарность Богу за то, что показал мне истинно христианский поступок.
Нет! Это не я помогаю им. Это они, болящие, помогают мне. Помогли теперь, когда во мне стала остывать любовь. Потому что моё безразличие к чужой просьбе, нежелание помочь и поддержать вытесняют из сердца Христа.
Теперь я спешу в больницу с молитвой: «Господи, разогрей во мне желание служить ближнему!» Я спешу к своим пациентам. Посмотреть им в глаза. А я смогла бы жить с такой болью?! И в их глазах я вижу Христа!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Поработаю промоутером»
С утра пораньше жена попросила меня сходить на рынок за продуктами. Выглядываю в окно — на улице мрачновато, того и гляди пойдёт дождь. Надеваю куртку с капюшоном. По дороге вижу, как девушка-промоутер раздаёт флаеры — это такие рекламные листовки. Поблизости открылся новый магазинчик, и девушка пытается привлечь в него покупателей. На вид ей лет 18-19, скорее всего, студентка и решила подработать.
Листовку я сунул себе в карман и вошёл в здание рынка. Пока совершал покупки, на улице хлынул дождь. Девушка всё ещё стояла на том же месте и пыталась вручить рекламки прохожим. Зонта у неё не было. «Бедненькая, — подумал я, — вся ведь промокнет. И листовки надо раздать. Иначе не заплатят».
Закидываю рюкзак на плечо, подхожу к ней, и говорю: «Давайте я Вам помогу». Она застенчиво улыбается и соглашается. Дело у нас движется быстро, вскоре мы раздали все буклеты. Девушка благодарит меня, а я в свою очередь говорю спасибо ей. «Вы знаете, всегда хотел поработать промоутером. И наконец моя мечта осуществилась», — шучу я. Она смеётся в ответ. Мы оба промокли, но при этом радостные — девушка от того, что у неё появился помощник, а я — потому что помог ей.
Все выпуски программы Утро в прозе