21 сентября жители нашей страны могут стать участниками события, которое не только изменило ход человеческой истории, но которое имеет отношение к каждому конкретному человеку. Событие это — рождение Девы Марии, Богородицы. В этот день торжественные службы, посвященные Рождеству Богородицы, проходят во всех православных храмах.
Согласно преданию, родителями Девы Марии были благочестивые супруги Иоаким и Анна из царского рода Давида. Мария родилась у них, когда им обоим уже было далеко за шестьдесят. До этого всю жизнь они надеялись на появление ребёнка и неустанно молились об этом.
Во времена, когда жили Иоаким и Анна, ради рождения ребёнка закон разрешал бездетным парам даже развод. Однако супруги на это не пошли, хоть и прекрасно понимали, что на чашу весов поставлена их репутация в глазах окружающих. Супруги продолжали усердно молиться Богу, уповая на чудо. И однажды им явился Ангел и возвестил о рождении Дочери - Марии.
Сюжет чудесного рождения Девы Марии нашёл отражение и в художественной литературе. Вдохновенные строки посвятил этому событию поэт и философ Райнер Мария Рильке в своём стихотворении «Рождение Марии»:
О, какое нужно было самообладанье
ангелам, чтобы до времени унимать
песнопенье, как сдерживают рыданье,
зная: в эту ночь для Младенца родится Мать.
Ангелы летали, ангелы таили, где помещалось
Иоахимово жилище; издалека
Ангелы чувствовали: там в пространстве сгущалось
нечто чистое, хоть нельзя приземляться пока.
Суета была неуместна под этим кровом;
изумлённая соседка шла через двор,
а старик в темноте мычать не давал коровам,
потому что такого не было до сих пор.
Преподобный Иоанн Дамаскин в одной из своих проповедей на Рождество Пресвятой Богородицы говорит о том, что путь к главнейшему из чудес — воплощению Самого Бога — обязательно должен был начаться с чуда. Чудо Рождения Пресвятой Богородицы у бездетных, к тому же очень пожилых супругов, говорит ещё и том, что бездетность, как и любое другое несчастье, постигающее человека — вовсе не означает, что Бог проклинает его за какие-то страшные грехи. Достаточно вспомнить ещё один сюжет Нового Завета — исцеление Христом слепого с рождения человека. На вопрос учеников о том, за чьи грехи он страдает, свои собственные или его родителей, Христос ответил: ни за свои, ни за родителей, но лишь для того, чтобы в нём проявилась Слава Божья. Именно это и случилось, когда Христос исцелил его. Подобно этому, пример святых супругов Иоакима и Анны красноречиво свидетельствует о том, как порой нечто, кажущееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле приобретает совершенно иной смысл.
Узнать подробности событий, связанных с сегодняшним праздником Рождества Пресвятой Богородицы, нам позволяют дошедшие до наших дней письменные источники, датируемые в основном вторым веком. В частности, об этом рассказывает «История Иакова о рождении Марии». Однако о том, что в событиях, связанных с приходом Мессии, будет участвовать женщина и мать, упоминается уже в самых ранних пророчествах Ветхого Завета. К примеру, в Книге Бытия говорится о том, что «семя жены сотрёт главу змия». То есть, Тот, Кто победит грех, родится именно от земной женщины. В книге пророка Исаии сказано об этом ещё более прямо: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына...». Рождество Пресвятой Богородицы является началом исполнения древнейших пророчеств о приходе Мессии.
О смысле праздника размышляли самые авторитетные церковные мыслители, святые отцы Церкви. По их мнению, чудесное рождение Девы Марии у супругов, бывших до этого бесплодными, тоже имеет важное символическое значение. К примеру, преподобный Иоанн Дамаскин писал о том, что женская природа Анны, которой предстояло произвести на свет Богоматерь, просто не дерзнула проявить себя до положенного времени.
Преподобный Андрей Критский в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» подчеркивает непостижимое соединение в этом событии Божественного и человеческого: «Вот праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Матерью Царя всех — Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти». Наш современник, митрополит Сурожский Антоний, назвал события Рождества Богородицы и саму Деву Марию «Мостом между Небом и землёй и Дверью, раскрывающейся в Небо».
Можно с уверенностью говорить и о том, что Рождество Пресвятой Богородицы и последовавшее за ним почитание Божией Матери резко изменили сложившееся до этого события отношение к женщине в обществе.
Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — один из самых древних Богородичных праздников. Точное время его появления определить весьма сложно. Первые сведения о празднике мы встречаем у Константинопольского Патриарха Прокла, жившего в V веке. Примерно в это же время упоминает о празднике и святитель Иоанн Златоуст. А Палестинское предание гласит, что святая Елена ещё в IV столетии построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Согласно историческим свидетельствам, праздник Рождества Пресвятой Богородицы возник изначально в греческой Церкви, а уже потом появился на Западе, в Риме. Запись о Рождестве Богородицы, датированная 492 годом, была обнаружена в требнике папы Римского Геласия.
Существует любопытное предположение о том, что дату праздника Рождества Пресвятой Богородицы христиане Греции установили в противовес Олимпийским играм, которые проходили именно в это время, и, как известно, посвящались языческим богам.
А вот в католической традиции, несмотря на почти столь же раннее упоминание, праздник не имел ни общего распространения, ни торжественной службы вплоть до 13 века, когда, по преданию, один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь под одно и то же число слышал с неба пение ангелов. Ему было видение о том, что ангелы радуются, потому что в эту ночь произошло Рождение Девы Марии. После этого папа Римский отдал приказ, чтобы и на земле Рождение Святой Девы торжественно праздновалось именно в этот день.
На праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как и во время других торжеств, посвящённых Деве Марии, священники облачаются в одежды голубого цвета. Этот цвет символизируют небесную чистоту и непорочность Божией Матери. Православная и католическая церковь по-разному понимают природу этой чистоты. В середине 19 века папа Пий Девятый безо всяких оснований, которые могли бы быть подкреплены Священным Писанием или преданием Церкви, провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Под догматом в Церкви понимается положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей сомнению. Суть догмата папы Пия Девятого заключалась в том, что Богородица с самого момента её зачатия Иоакимом и Анной уже была вне власти первородного греха, иными словами, имела уже другую природу, отличную от обычной, человеческой.
Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии повлиял на богослужебную жизнь католической церкви. 8 декабря отмечается праздник Непорочного зачатия — один из главных праздников в католическом церковном календаре.
Утверждая, что Дева Мария, подобно Христу, была зачата непорочно, католики по сути отвергают тесную и таинственную взаимосвязь человека и Бога. Православная же церковь признаёт, что Богородица при своём рождении и после него имела человеческую природу. Она Сама, как и все люди, нуждалась в искупительной жертве Иисуса Христа.
О влиянии Рождества Богородицы на все последующие, и даже предшествующие ему события мировой истории, говорит другое важное богослужебное песнопение — кондак празднику. Вот как он переводится на современный русский язык: «Пречистая, святым Твоим Рождением Иоаким и Анна освободились от бездетства, а Адам и Ева от смертного тления. Его празднуют и Твои люди, избавленные от осуждения за грехи, восклицая Тебе: бесплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей».
В данной программе использованы материалы телеканала "Россия 24", телеканала "ТВ Центр", информационного портала "МИР24. net", канала "Jewish News One".
Чувство полёта в картине Константина Юона «Купола и ласточки»
Константин Юон очень любил Сергиев Посад и часто изображал его в своих работах.
Картину «Купола и ласточки» он написал в 1921 году, когда Православие было объявлено вне закона. Пейзаж напоминает нам, что только с Богом наша жизнь имеет смысл.
— Картина «Купола и ласточки» Константина Юона дарит ощущение полёта. Кажется, что потолок Третьяковской галереи сейчас распахнётся, и ты взмоешь туда, где только птицы купаются в синем небе. Правда, Маргарита Константиновна?
— Да, Наташа, похоже. Такого эффекта художник добился за счёт оригинального ракурса. Мы видим церковные купола так близко, как будто парим вокруг них вместе с ласточками. И зелёные крыши домов остались далеко внизу.
— Интересно, как художнику удалось написать храм с такого труднодоступного ракурса?
— Он работал на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Это вид на Успенский собор, расположенный в нескольких метрах. С этой точки Юон писал один единственный раз. «Купола и ласточки» выбиваются из ряда его картин, посвящённых Сергиеву Посаду.
— Юон часто изображал этот город в своих работах?
— На протяжении всей своей жизни. Художник очень любил Сергиев Посад, называл его сказочно прекрасным. В своем дневнике рассказывал, как был потрясён, когда приехал туда в первый раз. Панорама, которая открылась перед художником, оказалась такой выразительной, что в большинстве своих работ он изображал город со стороны вокзала. Воссоздавал своё первое впечатление, хотел показать, каким Посад открывается путешественнику.
— Один и тот же вид рисовал?
— На всех работах Константина Юона, посвящённых Сергиеву Посаду, узнаваем самобытный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Но при этом каждая картина уникальна. Живописец стремился остановить мгновение в его неповторимости. Он рисовал людей на улицах, показывал стремительно текущую жизнь с её хлопотами и одновременно — растворённые в этом потоке приметы вечности.
— Приметы вечности?
— Всё то, что напоминает человеку о Боге — небо, солнечный свет, церкви, увенчанные золотыми крестами.
— Картина «Купола и ласточки» вся состоит из таких примет. На ней нет людей, только небо, церковные маковки и птицы.
— И это неспроста. «Купола и ласточки» Константин Юон написал в 1921 году, вскоре после того, как в Троице-Сергиевой лавре прекратились богослужения. Православие было объявлено вне закона. И художник в своей картине дал понять, что не согласен с этим.
— Поясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как он это дал понять?
— Посмотри, Наташа. Полотно поделено на две части по горизонтали: внизу — город, над ним — чистый голубой небосвод. А на переднем плане — церковные купола. Четыре ослепительно белых, со звёздами, и центральный, сияющий золотом. Они стоят на крепких барабанах и тянутся ввысь ажурными тонкими крестами. Словно соединяют воедино два измерения: землю и небо, короткое человеческое бытие и пространство Бога. Так художник показал, что только с верой, только в Церкви жизнь обретает смысл.
— Хотела бы я побывать в Троице-Сергиевой лавре, подняться на колокольню, посмотреть, что изменилось с тех пор, как Юон написал свою картину.
— Кое-что изменилось. Купола Успенского собора, например, теперь не белые, а синие — они поменяли цвет во время очередной реставрации в середине двадцатого века. Но главное осталось неизменным. Старинный монастырь по-прежнему даёт возможность подняться над суетой. Дарит душе чувство полёта, которое образно показал Константин Юон в своей картине «Купола и ласточки», одном из ярких шедевров Третьяковской галереи.
Мощь веры во Христа в красках Василия Сурикова
С Богом мы всегда побеждаем, что бы ни случилось!
Художнику Василию Сурикову в своей картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста» удалось показать силу и мощь веры во Христа.
— Добрый день! Покажите, пожалуйста, поближе репродукцию картины Василия Сурикова. Это типографская работа?
— Печать на холсте. Но в нашем салоне художник может выполнить копию маслом. Работу, которую вы попросили показать, часто заказывают, хотя она сложная по сюжету. Я даже её название никак запомнить не могу, столько в нём незнакомых имён.
— Да, название непростое. Полностью оно звучит так: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». В этих словах кратко описано событие из библейской книги Деяний святых апостолов.
— А что это за событие? Хотелось бы узнать о нём подробнее.
— Пожалуйста, я могу рассказать. Главный герой картины Василия Сурикова — апостол Павел, находится под арестом по обвинению иудеев. Вот он, справа, в сером хитоне из грубой ткани, что-то говорит судьям, протянув руку вперед.
— А в чём его обвиняли?
— Иудеи считали, что проповеди апостола настраивают еврейский народ против его религиозного закона. Они поклялись убить Павла и непременно сделали бы это. Но он был гражданином Рима, и судить его мог только представитель римского императора в Иудее. Эту миссию выполнял упомянутый в названии картины проконсул Фест. Он держал Павла под стражей. Заключение не только лишало апостола свободы, но и спасало от мести иудеев.
— А где на картине проконсул Фест?
— В центре полотна, лицом к зрителю, в красно-белых одеждах, с золотой цепью на шее — символом римской власти.
— Как настороженно прислушивается Фест к словам Павла.
— Фест был язычником. Всё, что говорил апостол, звучало для него более чем странно. По речам Павла проконсул понимал, что перед ним человек умный и образованный, но не мог принять его слова о Воскресении Христа. Наверное, именно с таким выражением лица, как на картине Василия Сурикова, Фест сказал проповеднику: «Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до безумия!».
— А кто на полотне изображён на троне, с золотой диадемой на голове?
— Иудейский царь Агриппа. Он правил вместе со своей сестрой Вереникой, которую мы видим сидящей по левую руку от Феста.
— Красавица Вереника явно скучает. Видимо, ей не интересны богословские споры. А вот Агриппа настолько внимательно слушает Павла, что весь подался вперед.
— Агриппа воспринял разговор с апостолом, как словесный поединок. Фест пригласил царя на суд как эксперта. Сам проконсул считал христианство разновидностью иудейской веры, в которой тоже не разбирался. А еврейский монарх был знатоком библейских книг. И Василий Суриков показал, что в первую очередь к Агриппе Павел обращает свою речь. Фигуры иудейского монарха и христианского апостола — ключевые на этой картине.
— И как протекал их спор?
— Павел говорил настолько последовательно, убедительно и логично, что царю нечего было возразить. Он мог опровергать слова подсудимого, но не пророков, которых тот цитировал. А древние праведники свидетельствовали о Спасителе мира, которому надлежит быть Распятым и Воскреснуть. В ответ на пламенную проповедь апостола Агриппа лишь обронил иронично: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином»
— То есть, победа была за Павлом?
— Победил Спаситель, и не в споре, а в противостоянии злу. А Павел причастен к Его Победе, и тем силён. Василий Суриков сумел показать эту мощь в картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». Босой, в простой одежде, стоит христианин перед судьями. Но несомненная вера во Христа читается в его взгляде и жестах и преображает облик в образ победителя.
— Потрясающая картина! Я столько раз держала в руках её копию, а так бы хотелось увидеть оригинал!
— Думаю, это не составит особого труда! Полотно Василия Сурикова хранится в Третьяковской галерее.
Когда за дело берётся Господь. Яна Юревич
Часто бывает так: делает что-то человек, усердно делает, из сил выбивается, а результата нет. И требуется какой-то нечеловеческий рывок. Тогда за дело берётся Господь.
Несколько лет назад, в один из выходных дней февраля решили мы семьей куда-нибудь съездить. Жили мы тогда в Подмосковье и была у нас пара любимых мест. Одно из них мы коротко называли «Кладбище». В том месте и правда было кладбище, на его территории стоял красивый старинный храм, всё это располагалось на холме. Если же объехать кладбище и встать за ним, то с этого холма открывался восхитительный вид.
И мы решили провести вечер, любуясь этим видом. По дороге купили пиццу. Доехали до места, съели пиццу, пообщались, собрались ехать домой. А так как мы свернули с нашей дороги в сторону, нужно было развернуться. Сделать это можно было немного съехав с наезженного покрытия, ведущего вниз с холма. Летом в этом не было бы совершенно никакой проблемы. Но вот зимой... Дорога, ведущая вниз была покрыта даже не снегом. Она была покрыта практически голым льдом. И машина, под собственным весом, начала сползать вниз. Колеса прокручивались, им просто не за что было зацепиться. Машина спускалась все ниже и ниже. А внизу — тупик и все заметено снегом. От меня помощи никакой — я на пятом месяце беременности младшим сыном, старшему сыну — полтора года, тоже ничем не поможет, хорошо еще, что просто спал в машине, не плакал. Вокруг были дома, на холме и вокруг него располагалась небольшая деревенька, но все равно было безлюдно. Тем временем начало темнеть. Ситуация складывалась с одной стороны комичная, но с другой — довольно тревожная.
Вдруг внизу откуда-то появились люди. Увидели нас, начали помогать, толкать нашу машину наверх, подкладывать какие-то ветки под колеса, но ничего не помогало — машина была слишком тяжелой и продолжала спускаться все ниже и ниже.
Чуть погодя ровно на то место, где мы стояли вначале, приехал большой джип. Водитель джипа так же увидел нас, предложил прицепить трос к его машине и попробовать вытянуть нашу наверх. Так и сделали, но мощности джипа не хватило, и он сам чуть не присоединился к нам на ледяном склоне. Хорошо еще, водитель джипа вовремя заметил, что еще немного и тоже поползет по льду вниз, и остановился.
Что делать? Только молиться. Так и поступили. В той ситуации мы уже испробовали все. Наших сил явно не хватало. О чем мы и сказали Богу в молитве. И что же?
Буквально через несколько минут, неизвестно откуда приехал трактор. И совершил тот самый рывок, который был необходим, в два счета вытянув нашу тяжеленную машину наверх. Водитель трактора принял нашу благодарность, при этом отказавшись от оплаты своей помощи. Как внезапно появился, так внезапно и уехал. А мы стояли рядом с машиной на вершине холма, с которого началось наше «ледяное» приключение, и благодарили Бога за Его любовь и заботу о нас. Произошло то, что на первый взгляд выглядит совпадением, случайностью. Но у Бога случайностей не бывает.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение