Росписи изнутри и снаружи. Древние храмы Румынии

Росписи изнутри и снаружи. Древние храмы Румынии
Поделиться
Монастырь Воронец

Монастырь Воронец. 1488 г.

Обычно православные храмы строятся по древнему негласному правилу – они должны быть скромно украшены снаружи и богато – внутри. Такой подход является напоминанием для каждого православного христианина – не следует излишне заботиться о своей внешности, больше внимания необходимо уделять внутреннему миру, своей душе.

Тем не менее, в православном мире существует регион, который рушит все сложившиеся представления о храмостроительстве. Речь идет о Молдове. Не о стране Молдове, а о древнем регионе Румынии – Молдове. В середине 15-го века этим краем управлял знаменитый румынский господарь святой Стефан Чел Маре. Стефан вступил на свой престол в период, когда под ударом турок пал Константинополь и христианская цивилизация Византии была уничтожена.

Стефан ощущал себя преемником Византии. В военном отношении так оно и было. Турки, завоевав Балканы, двинулись дальше. На их пути лежали теперь румынские земли под управлением святого Стефана. Господарь понимал, что опереться в противостоянии с турками он может только на свой народ. Соседние католические Польша и Венгрия не только не оказывали Румынии помощи, но, наоборот, ожидали ее поражения, чтобы разделить с турками румынские земли. Для того, чтобы воодушевить свой народ, сделать его более смелым, святой господарь Стефан стал всячески покровительствовать развитию монастырей. Он считал, что именно монашеские обители укрепят дух народа, а заодно в случае опасности высокие монастырские стены смогут укрыть людей от вражеских войск.

По приказу господаря храмы в новооткрывшихся монастырях стали расписывать не только внутри, но и снаружи. Внутренние фрески, так называются церковные росписи на стенах, были выполнены в соответствии с традицией и изображали Бога и святых. А вот внешние фрески были совсем другого характера. Румынские художники не скупились ни на краски, ни на эмоции. Внешние фрески покрывают собой всю поверхность храмовых стен. За ними теряются очертания зданий. Иногда кажется, что храм вывернут наизнанку. Перед смотрящим на внешние фрески открывается масштабная панорама библейских и исторических событий. Некоторые из этих событий пугают, некоторые воодушевляют.

Средневековые румынские иконописцы отражали ту историческую действительность, в которой находилась их страна. Например, среди рисунков мы можем найти изображение осады Константинополя и его падения. Изображен на фресках и святой господарь Стефан, противостоящий тогдашним врагам Румынии – туркам и полякам.

Но больше всего из внешних фресок поражает изображение Страшного суда. Здесь румынские иконописцы не поскупились на чувства и изобразили свое представление о том, кто какую участь от Бога получит. Среди праведников, которые на Страшном суде получают награду, изображены румынские воины, погибшие за свою страну. А вот среди грешников, осужденных на вечные муки, можно видеть упомянутых уже поляков-католиков и турок-мусульман. Причем очень явственно среди них читается изображение султана Мехмеда, покорителя Константинополя.

Во многом благодаря православным монастырям румынский народ не сломился перед турецким нашествием и сохранил православную веру.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пожалуйста, оцените материал)
Загрузка...