Родники небесные. "Время и вечность" (25.07.2016)

Родники небесные (эф. 25.07.2016) - Часть 1
Поделиться
Родники небесные (эф. 25.07.2016) - Часть 2
Поделиться
Богослужение

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com

Несколько лет назад в одной телепередаче зрители голосовали за старые шлягеры и выбирали тот, который, на их взгляд, наиболее созвучен жизни общества сегодня. Победила песня композитора Александра Зацепина на стихи поэта Леонида Дербенева «Есть только миг». Помню, одна моя знакомая потом сказала, что общество в лице того голосования фактически отвернулось от Бога. Дескать, песня «Есть только миг» — анти-христианская: в ней предлагается жить одним моментом, сегодняшним днем, потому что вечности — нет. Нет вечной жизни после смерти, нет перспективы отвечать за всю свою жизнь на страшном суде, а значит — ешь, пей, веселись, бери от жизни всё. Я тогда со своей знакомой не согласился. Понятно, что текст песни — как и любой текст вообще, как любое произведение искусства — существует только в интерпретации. Нет единых лекал понимания, и любое стихотворение написано именно о том, о чем Вы или я в нем прочитаете. Может оказаться много разных смыслов, и все — верные. И на этом фоне мне намного ближе другая трактовка песни «Есть только миг». На мой взгляд, мы вправе сказать, что ее текст выражает нечто очень важное о христианском понимании мира. Любой богослов вам скажет, что Бог — вне времени. В том смысле, что Бог не связан с нашим линейным течением времени «прошлое, настоящее, будущее». Бог существует в вечности. А вечность не надо путать с бесконечностью. Вечность — это все время как таковое, собранное в одной точки. Там нет вчера-сегодня-завтра, есть одно постоянное «здесь и сейчас». Говоря церковным языком, одно постоянное «днесь». И это не абстракция и не философия. У этого есть ясно практическое измерение — молитва. В молитве человек прикасается к вечности, потому что соединяется с Богом, который Сам есть вечность. Один святой говорил, что, чтобы молиться, нужно — цитата — «влезть обратно под свою кожу». Мы же обычно живем проекция себя то в будущее, то в прошлое. А святой предлагал собрать себя воедино и проживать перед Богом каждую новую секунду как единственную. И в такой момент человек и вправду может сказать про самого себя: «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь». Жизнь перед Богом — то самое «здесь и сейчас». То самое вечное «днесь».

О христианском понимании времени, о том, как время сочетается с вечностью, о том, зачем Богом сотворено время и что это значит для повседневной жизни простого человека — будем говорить сегодня вместе с духовно опытными пастырями.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...