…В свою самую последнюю книгу «Господи, Ты Свидетель…» (2006-го года) поэт Эльмира Котляр – чьи стихи мы почитаем сегодня – включила написанное за пятьдесят лет работы в литературе. В особом разделе – ясные, таинственные, с легким фольклорным привкусом – стихи-молитвы, которые рождались с конца 1990-х.
Среди отзывов, помещенных в конце издания – слова философа Григория Померанца: «Книжки Эльмиры Котляр – свидетельство о гармонии, найденной одинокой пожилой женщиной, ничего внешне не изменившей в своей жизни». Этой гармонией стала ее вера – чистое, пронзительное, покаянно и благодарно рвущееся из души чувство.
Григорию Зобину
Как беден
мой слог
и как убог!
Но что Тебе, Боже,
словесная красота?
У Тебя такая высота!
Дай только,
чтобы сквозь мою неумелость
имя Твое пелось!
Эльмира Котляр, из книги «Господи, Ты свидетель…»
Она всю жизнь писала стихи для малышей, в прямом смысле слова одушевляя игрушки, быт, природу и бесконечных Божьих тварей – лягушек, мышат, птиц. Изредка она словно бы отходила от их нехитрых житейских приключений на небольшое расстояние и тогда в этих сочинениях начинала звучать высокая, почти философская нота. Приправленные нежным юмором, стихи тут же отделялись от автора и становились фольклором: «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба».
Я вспоминаю сейчас тихую, добрую Эльмиру Петровну, читающую ребятам на знаменитых «Кострах Чуковского» в Переделкине, помню, как и сам декламировал её вслух – собственным сыновьям, когда те были малышами.
И вот, нынче, среди её стихов-молитв встретилось мне такое:
Богородица!
Порадуйся
вместе со мной,
окажи мне ласку.
Я написала детскую сказку.
А рядом – видимо, из последнего:
Как мало
я Библию читала,
когда у меня были
ясные глаза и голова.
А теперь от боли
еле разбираю слова.
Удивительно, непостижимо, как горечь-печаль поэта выплавляется в тихую и твердую исповедальность. Кажется, и не скажешь проще, а выходит-то – и поэзия рядом, да какая!
А что я сделала нынче
для Господа Моего?
Как и вчера –
ничего.
Эльмира Котляр, из книги «Господи, Ты свидетель…»
Она нашла в поэзии свой собственный звук, музыку и свое, только ей присущее зрение, – самое трудные качества, отличающие большого, оригинального поэта от обычного, трудолюбивого стихотворца. Ее бесстрашное поэтическое дыхание и доверчивый взгляд на мир узнавались мгновенно. То, на что иному понадобилась бы строфа-другая, Эльмира Петровна легко укладывала в пару строк.
Кажется, что эти сочетания слов пребывали с нами всегда, только их почему-то никто не записывал. «Я проснулась и на ноги встала. / Разве этого мало?»
Ее приход в Церковь стал чудом и спасением для трудолюбивой и одинокой жизни. Ликующие и скорбные отсветы тихого преображения легли на бумагу: своего ремесла крещеная в Людмилу Эльмира Петровна Котляр не оставляла до конца земного пути.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди