…В свою самую последнюю книгу «Господи, Ты Свидетель…» (2006-го года) поэт Эльмира Котляр – чьи стихи мы почитаем сегодня – включила написанное за пятьдесят лет работы в литературе. В особом разделе – ясные, таинственные, с легким фольклорным привкусом – стихи-молитвы, которые рождались с конца 1990-х.
Среди отзывов, помещенных в конце издания – слова философа Григория Померанца: «Книжки Эльмиры Котляр – свидетельство о гармонии, найденной одинокой пожилой женщиной, ничего внешне не изменившей в своей жизни». Этой гармонией стала ее вера – чистое, пронзительное, покаянно и благодарно рвущееся из души чувство.
Григорию Зобину
Как беден
мой слог
и как убог!
Но что Тебе, Боже,
словесная красота?
У Тебя такая высота!
Дай только,
чтобы сквозь мою неумелость
имя Твое пелось!
Эльмира Котляр, из книги «Господи, Ты свидетель…»
Она всю жизнь писала стихи для малышей, в прямом смысле слова одушевляя игрушки, быт, природу и бесконечных Божьих тварей – лягушек, мышат, птиц. Изредка она словно бы отходила от их нехитрых житейских приключений на небольшое расстояние и тогда в этих сочинениях начинала звучать высокая, почти философская нота. Приправленные нежным юмором, стихи тут же отделялись от автора и становились фольклором: «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба».
Я вспоминаю сейчас тихую, добрую Эльмиру Петровну, читающую ребятам на знаменитых «Кострах Чуковского» в Переделкине, помню, как и сам декламировал её вслух – собственным сыновьям, когда те были малышами.
И вот, нынче, среди её стихов-молитв встретилось мне такое:
Богородица!
Порадуйся
вместе со мной,
окажи мне ласку.
Я написала детскую сказку.
А рядом – видимо, из последнего:
Как мало
я Библию читала,
когда у меня были
ясные глаза и голова.
А теперь от боли
еле разбираю слова.
Удивительно, непостижимо, как горечь-печаль поэта выплавляется в тихую и твердую исповедальность. Кажется, и не скажешь проще, а выходит-то – и поэзия рядом, да какая!
А что я сделала нынче
для Господа Моего?
Как и вчера –
ничего.
Эльмира Котляр, из книги «Господи, Ты свидетель…»
Она нашла в поэзии свой собственный звук, музыку и свое, только ей присущее зрение, – самое трудные качества, отличающие большого, оригинального поэта от обычного, трудолюбивого стихотворца. Ее бесстрашное поэтическое дыхание и доверчивый взгляд на мир узнавались мгновенно. То, на что иному понадобилась бы строфа-другая, Эльмира Петровна легко укладывала в пару строк.
Кажется, что эти сочетания слов пребывали с нами всегда, только их почему-то никто не записывал. «Я проснулась и на ноги встала. / Разве этого мало?»
Ее приход в Церковь стал чудом и спасением для трудолюбивой и одинокой жизни. Ликующие и скорбные отсветы тихого преображения легли на бумагу: своего ремесла крещеная в Людмилу Эльмира Петровна Котляр не оставляла до конца земного пути.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение