Репетиторы для школьников. Что они могут дать помимо того, что дает в классе учитель, и чему именно они должны учить? Как правильно выбрать репетитора своему ребенку? Об этом рассказывает директор московской классической гимназии при греко-латинском кабинете Елена Шичалина.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях директор одной из лучших гимназий города Москвы – классической гимназии при греко-латинском кабинете, Елена Федоровна Шичалина. Здравствуйте, Елена Федоровна!
Е.Ф.Шичалина
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Я знаю, что в вашей школе непростая, довольно сложная программа и вероятно нагрузки тоже велики. А как Вы относитесь к репетиторству? Как Вы предполагаете, образование оно предполагает вообще репетиторов? Школьное образование.
Е.Ф.Шичалина
— Вы знаете, это вопрос, для меня, в общем-то, решается очень просто. Что касается каких-либо репетиторов до 11 класса, мне кажется, что это просто нонсенс, это вещь совершенно для меня непонятная.
С.Бакалеева
— Но многие сейчас в других школах нанимают репетиторов даже в начальной школе уже, в первых классах буквально.
Е.Ф.Шичалина
— Ну, Вы знаете, я должна сказать, что у нас очень хорошие учителя начальной школы, которые изо всех сил стараются с детьми заниматься таким образом, чтобы дети могли сами выполнять то, что они должны выполнять, и собственно это и является нашей целью – научить детей выполнять определенного рода работу. Поэтому, всякие дополнительные занятия, скажем так, по основным дисциплинам, должны быть только в случае, если ребенок, не дай Господи, тяжело заболел и выпал на месяц, на два из учебного процесса. В этом случае его никак нельзя оставлять одного, ему должны помочь, с ним должны индивидуально заниматься и это желательно должны быть те педагоги, которые ведут основной класс. Никто никогда не отказывался от дополнительных занятий с проболевшими детьми. Что же касается просто, когда нанимают репетитора для того, чтобы он сидел при ребенке, который якобы делает свои уроки, а чаще всего, этому репетитору бывает удобнее сделать за него, или подсказать, или, не столько объяснить, сколько вот такая ложная помощь получается, мне кажется, что в этом нет ни малейшей необходимости, во всяком случае в нашей школе. Если ребенок не успевает по определенному предмету, у него, например, нет способностей к математике, есть такие дети, математика – сложный предмет, в таком случае мы сами обращаемся к родителям и решаем этот вопрос, как мы будем его решать. Достаточно ли консультации после уроков, или нужно действительно обратиться к дополнительному педагогу для того, чтобы индивидуально ребенку помочь. Но это абсолютно индивидуальные отдельные случаи.
С.Бакалеева
— То есть, в принципе, школа должна быть устроена таким образом, что она дает ровно столько, сколько ребенок может взять?
Е.Ф.Шичалина
— Вне всякого сомнения. Другое дело 11 класс, в 11 классе школа несет ответственность за сдачу единого государственного экзамена по математике и по русскому языку, но все остальные экзамены единые, которые выбирают дети по выбору в соответствии с требованием того учебного заведения высшего, куда они идут дальше, здесь уже, конечно, требуется специальная подготовка для сдачи единого экзамена. Это совершенно другой разговор, так же, как требуется специальная подготовка для поступления в целый ряд ВУЗов, у которых специальные требования. Ну, например, МАРХИ, который требует сдачу рисунка и черчения, которого у нас в школе, например, нет на таком профессиональном уровне – это специальная подготовка, но это совсем другое дело, но это не имеет отношения к школьной программе. Я считаю, что школа должна нести полную ответственность за тот материал, который она дает и за то, как дети его воспринимают и насколько они его знают.
С.Бакалеева
— То есть, не предполагается даже, что родители… или предполагается, что поначалу помогают родители, постепенно отпуская ребенка в свободное плавание?
Е.Ф.Шичалина
— Есть дети, которые нуждаются в том, чтобы родители способствовали в начальной школе их занятиям, их нужно…
С.Бакалеева
— Вы советуете, да, таким детям?
Е.Ф.Шичалина
— Их нужно прежде всего научить учиться. Но, когда ребенок… родитель за ребенка рисует большого натурального зайца и приносит его победоносно в школу, то это ложная услуга.
С.Бакалеева
— Но, всем же хочется, чтобы у моего ребенка рисунок был самый хороший.
Е.Ф.Шичалина
— Это неправильная позиция. Вы будете радоваться тогда, когда ваш ребенок нарисует лучшего зайца, а не вы нарисуете хорошего зайца вместо своего ребенка.
С.Бакалеева
— Вы затронули тему ЕГЭ, говорят, сейчас все школьное образование перестраивается таким образом, что чуть ли не с первого класса дети начинают готовиться к этому самому экзамену, к сдаче этого самого экзамена, это правда?
Е.Ф.Шичалина
— Я не могу отвечать за другие школы, я могу сказать, что в отношении нашей школы, это глубокая неправда.
С.Бакалеева
— То есть, это не такой страшный монстр, к которому нужно 11 лет готовиться?
Е.Ф.Шичалина
— Это совсем не страшный монстр, это экзамен, который просто требует соответствующей подготовки, главным образом в том, чтобы для детей не было шоком его сама форма, для этого требуется соответствующая подготовка. Совершенно достаточно старших классов для того, чтобы это сделать. А мы занимаемся образованием, а не подготовкой к экзаменам. Экзамены – это уже следствие.
С.Бакалеева
— И можно все это совместить – глубокое изучение древних языков не помешает?
Е.Ф.Шичалина
— Сдаче единого экзамена?
С.Бакалеева
— Не отнимет время?
Е.Ф.Шичалина
— Думаю, что совсем не помешает, тем более, что единый экзамен, просто в силу того, что он единый, рассчитан на средний уровень образованности.
С.Бакалеева
— Даже так?
Е.Ф.Шичалина
— Конечно.
С.Бакалеева
— Как Вам кажется, скандалы, которые сейчас вокруг него развиваются, вокруг этого экзамена, с чем связаны? Глубокая причина в чем на Ваш взгляд? Недостаточная подготовленность этого самого процесса самого, или это дефект какой-то случился в том самом воспитании, воспитании учеников и учителей?
Е.Ф.Шичалина
— Нет, я думаю, что ученики и учителя здесь в основном не причем. Здесь вопрос в недоработке, как мне кажется, в организации этого экзамена, в частности, в том, что все-таки существуют сбои в том материале который предлагается детям в качестве экзаменационного – это неправильно. Вы знаете, я очень не люблю говорить о том, что от меня не зависит. Я не участвую в организации единого государственного экзамена, поэтому, мне бы не хотелось говорить о том, чего я не знаю.
С.Бакалеева
— Но тем не менее, для Ваших детей – это не проблема, для Ваших выпускников?
Е.Ф.Шичалина
— Это для всех одинаковая проблема, но я не видела никогда, чтобы наши дети слишком боялись этого экзамена, или не понимали, как его сдавать.
С.Бакалеева
— Мы с Вами говорили уже о древних языках, не могли бы Вы еще раз рассказать, современному человеку древние языки нужны только в том случае, если он будет связывать свою профессию с ними каким-то образом?
Е.Ф.Шичалина
— Нет, совсем. Дело в том, что из наших выпускников, наверное, четыре человека за все время связали свою жизнь с древними языками по собственной доброй воле. Все остальные выбирали другие специальности. Вы знаете, это можно говорить так же, как мы говорим о таких предметах, которые можно рассматривать, как предмет роскоши, например, как преподавание риторики.
С.Бакалеева
— Действительно роскошь.
Е.Ф.Шичалина
— В Московском, например, университете, на историческом факультете был курс риторики. На филологическом факультете есть курс риторики. Ведь все мы от рождения фактически говорим, то есть, мы научаемся говорить, нам Бог дал такое замечательное свойство, и, ну поэтому, казалось бы, зачем собственно еще тратить время на то, чтобы развивать свою речь.
С.Бакалеева
— Если мы и так говорим.
Е.Ф.Шичалина
— И так говорим, мы и так говорим, мы и так едим и пьем, зачем нам учиться правилам поведения за столом, держать вилку в левой руке и управляться с ножом и вилкой, когда можно взять ложку и быстро все засунуть себе в рот? Понимаете, это вопрос традиций культуры, это вопрос того, что отличает человека культурного и образованного от человека с меньшими в этой области, так сказать, возможностями, или меньше, того что он получил. И поэтому, почему же, если есть такая возможность, не предложить детям действительно, понимаете, подготовить свои умственные способности к тому, чтобы на любом поприще иметь возможность правильные принимать решения, мыслить вообще. Древние языки как ни какие другие готовят человека к тому, чтобы он самостоятельно умел работать и мыслить. С одной стороны, чисто организационно, потому что они именно организуют, это сложная система грамматики, которая должна быть осмысленна, после этого гораздо легче воспринимаются любые другие дисциплины, на этом фоне. А с другой стороны, это готовит и в чисто историческом, и в филологическом плане. Это очень расширяет кругозор, это вообще знакомит с тем, что существуют некие образцы высокие во всех смыслах – и в смысле языковом, риторическом, и в смысле духовном, к которым можно стремиться. Должны быть образцы. Вот эти образцы, они нам предложены нашими древними авторами.
С.Бакалеева
— По вашим наблюдениям, в каком возрасте у Ваших детей, которые учатся в Вашей школе, происходит выбор будущей профессии, приблизительно когда это происходит?
Е.Ф.Шичалина
— Это бывает очень по-разному, есть дети, которые имеют такое счастье, что довольно рано знают, чем они хотят заниматься и в какой сфере они будут прилагать свои старания.
С.Бакалеева
— И потом реализуют это самое желание?
Е.Ф.Шичалина
— Но чаще всего это бывает, когда у человека ярко выраженные способности, например, музыкальные, очевидным образом, когда ребенка нужно учить по музыке, потому что у него уникальные способности и жалко их загубить. В основном, дети приходят к разного рода предположениям в этой области, ну, уже где-то к девятому классу, примерно. Многие мучаются до конца школы, не зная, куда приложить себя, где себя применить. Некоторые приходят в противоречие с желанием родителей, что очень часто случается и приводит к большим драмам, когда родители твердо знают, чего они хотят от своих детей, а дети хотят совсем противоположного.
С.Бакалеева
— А что влияет на их выбор сегодня, как Вам кажется? Если раньше, наверное, во многом, определяла литература, мне так кажется, то, что сейчас влияет на выбор детей?
Е.Ф.Шичалина
— Чем заниматься дальше?
С.Бакалеева
— Чем заниматься дальше, на выбор профессии будущей, да.
Е.Ф.Шичалина
— Вы знаете, это очень сложный, на самом деле, вопрос, потому что я действительно не знаю, что на них действительно влияет. Я знаю одно, что…
С.Бакалеева
— Как Вам кажется, та самая база, которую Вы даете, влияет?
Е.Ф.Шичалина
— По тому, как они рассуждают, дети, я ни разу не слышала рассуждения здравого, казалось бы, что выбирается профессия, которая будет приносить некий доход, они пока пытаются все время найти что-то соответствующее своему интересу. И когда я спрашиваю: «А что вы с этим будете дальше делать?», - то, конечно, они не очень себе это представляют. И, приходится рассказывать и приводить очень много примеров, сколько людей работают сейчас не по специальности, в силу того, что существуют еще и требования жизни. В особенности это касается мальчиков. Я говорю: «Тебе содержать семью, как ты мыслишь таким образом? Быть свободным художником – это, конечно, прекрасно, но ведь нужно же еще что-то иметь, какую-то базу, основу».
С.Бакалеева
— То есть, они, по-прежнему, романтики?
Е.Ф.Шичалина
— Ну, во многом, да.
С.Бакалеева
— Здоровый ли это романтизм, хороший, как Вам кажется?
Е.Ф.Шичалина
— Да, мне кажется, да, потому что это обязательно должно быть свойственно возрасту. Многие ищут специальности, которая была бы полезна людям – это очень хорошая установка.
С.Бакалеева
— То есть, выбирают служение?
Е.Ф.Шичалина
— Да, они выбирают такой путь, что-то, что будет полезно людям. Есть один молодой человек из наших выпускников, который ушел из двух институтов, не потому, что он не мог учиться, он умный и развитой мальчик, а потому, что он не находит пока выхода своим, так сказать, внутренним потребностям.
С.Бакалеева
— Не то, что он ожидал.
Е.Ф.Шичалина
— Он ездит по миру, устраивается в разные организации благотворительные за очень скромную мзду, только для того, чтобы выжить, оплатить жилье и еду, но, где он чувствует, что он полезен. Но, мне кажется, это очень честная позиция.
С.Бакалеева
— Как Вам кажется, та самая база, то самое классическое образование, которое вы даете, сыграло роль свою?
Е.Ф.Шичалина
— Тут я не могу говорить с уверенностью, но думаю, что да. Во всяком случае, люди не боятся принимать решения.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Елена Федоровна. У меня в гостях была Елена Федоровна Шичалина – директор классической гимназии при греко-латинском кабинете. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия