Когда я отдавала свою дочь в первый класс, учительница сказала на родительском собрании: «В первом классе детям уроки не задают». Я очень удивилась: «Почему»? Оказывается, в образовательной сфере провели какие-то исследования, по которым выяснили, что выполнение домашних заданий в первом классе негативно сказывается на здоровье ученика – он слишком утомляется.
Ну, ладно. С этим новшеством я как-то согласилась: может быть, и правда, утомляется (экология, программа тяжёлая). Но следующее заявление учителя заставило меня по-настоящему растеряться. По новому школьному уставу учитель не имеет право привлекать ребёнка «к не предусмотренному образовательной программой труду». Стирать с доски мел, например, помогать в уборке класса, очищать чёрные полосы от обуви с линолеума… В общем, теперь ученикам запрещается выполнять все те обязанности, которые нами раньше воспринимались как послушание.
Мне вспомнилось, как я часто мыла аквариум в классе биологии. Или как сама с одноклассниками убирала кабинет к Новому году, ну, и доска… У нас очередь выстраивалась из желающих стереть мел вымоченной в сахарном сиропе тряпкой (все знали, что мел лучше пишет по сладкой поверхности). А сейчас, получается, что это всё запрещено..?
В этом году моя дочь уже во втором классе. И домашние задания у неё тоже теперь есть. Только как-то с непривычки, процесс самоподготовки очень нелегко пошёл. Она не может правильно распланировать время. А почему? Да потому что не потрудилась в первом классе научиться его планировать. Начни она по чуть-чуть работать в этом направлении с самого начала учёбы, сейчас бы у неё автоматически каждый час вставал на своё место.
И так очень часто бывает. Не только с уроками. Взрослые сами, порой, развивают в собственном ребёнке неорганизованность, и даже лень. Жалеют его: «Он утомляется», «Ему ещё рано». А на самом деле все здоровые дети от рождения трудолюбивы: они учатся говорить, сидеть, ходить. Они трудятся. А потом, года в два-три, в рамках собственного познания мира, просятся помочь матери вымыть посуду, нарезать овощи, протереть пол. У папы из рук обязательно требуют отвёртку, дрель… Им в этом возрасте всё интересно. Они искренне хотят помогать. А какую обратную реакцию на свою инициативу они получают?
- Поди, поиграй. Мы сами.
Или: «Не пачкайся», «Не надо»… И опять – «Мы сами».
И всё нам кажется, что таким образом проявляется наша забота о безопасности ребёнка, о его здоровье. Но, чаще-то, дело не в заботе. Дело в собственном времени, которого всегда не хватает.
А когда наступает, как нам кажется, подходящий момент для фразы «Пора приучать ребёнка к труду», мы удивляемся: «Почему он отказывается?». И на поверхность всплывает наша ошибка: мы сами не дали ребёнку возможность полюбить труд, когда он этого так хотел.
Желание трудиться – это чувство. А любое чувство – это ответ на ситуацию. Пока ребёнок маленький, Господь даёт нам прекрасную возможность смоделировать в нём правильную реакцию трудолюбия в ответ на самые сложные ситуации, которые могут ему встретиться в жизни. В Китае, кажется, придумали: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, сделай со мной – и я научусь». Пусть дети учатся. А мы – поможем.
Помощь для православной службы «Милосердие-на-Дону»
77-летняя Валентина Антоновна вместе с мужем Александром Петровичем приехала в Ростов-на-Дону из села Красный Лиман, что в Донецкой области. Супруги еле спаслись от обстрелов. Пенсионеры долго прятались в разных домах и подвалах. А когда наступило временное затишье, быстро собрали самое необходимое, взяли своих четвероногих любимцев — собаку и кота — и на старенькой машине отправились искать безопасное место и новый дом. Беженцы сменили семь адресов, прежде чем добрались до пункта временного размещения в Ростовской области. Здесь они и живут по сей день, скромно, но главное — мирно. Если пенсионерам что-нибудь нужно — лекарства, продукты или вещи, на помощь им приходят сотрудники службы «Милосердие-на-Дону».
Под их патронажем сегодня находятся сотни людей, тех, кто попал в беду. Это жители Ростовской области, люди из других регионов, а также беженцы из Донбасса. Ежедневно в православной службе принимают заявки на помощь. Просьбы самые разные — кому лекарства нужны, кому продукты, одежда, и многое другое.
Поддерживать всех нуждающихся удаётся только благодаря участию отзывчивых людей и добрых партнёров. Московский благотворительный фонд «Мои друзья» уже неоднократно приходил на выручку проекту «Милосердие-на-Дону» и его подопечным — закупал и передавал необходимую помощь. В ближайшее время фонд отправит в Ростов-на-Дону большую партию средств гигиены. Узнать об этом больше и поучаствовать в важном деле можно на сайте: Моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Таинства Крещения». Священник Григорий Геронимус
У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о смыслах и значении Таинства Крещения, а также о том, какие вопросы и недоумения могут возникать у желающих креститься и у крёстных — и как можно на них ответить.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.