В последнее время всё больше и больше священнослужителей открывают в себе литературный талант. И это вполне оправдано: как не взяться за перо, если каждый день сама жизнь подбрасывает тебе невероятные сюжеты, не поделиться которыми просто невозможно! Как говорится в Евангелии от Матфея, от избытка сердца глаголят уста. И, надо признаться, в большинстве случаев глаголят они очень даже талантливо: недаром иерейская проза пользуется большим успехом. Вот и книга священника Олега Орешкина «Пасхальное утро и другие донские рассказы» сразу же полюбилась читателям.
Отец Олег – потомственный донской казак. И это, конечно, не могло в какой-то мере не отразиться на его творчестве. Почти в каждом рассказе чувствуется особенный, ни с чем не сравнимый колорит казачьих станиц. Да и пишет батюшка, прежде всего, о том, с чем довелось когда-то столкнуться самому.
Читая книгу, в этом нисколько не сомневаешься. Потому что иные сюжеты, ну, просто нарочно не придумаешь! Как, например, историю шофёра Степана из рассказа «Призыв Божий». Однажды вечером в его дверь раздался стук, и послышалось грозное: «Откройте, милиция». Но вместо того, чтобы открыть, Степан резво выскочил из окошка, и побежал, куда глаза глядят. Оказывается, был у него на душе грех: в прошлом году прикрыл товароведа, сбывшего в неизвестном направлении грузовик апельсинов. Степан был уверен, что это пришли за ним. Шёл Степан, шёл, и набрёл на монастырь, да так и остался там жить. Покаялся, принял постриг. И только спустя много лет случайно узнал, что милиция тогда приходила вовсе не за ним – а просто про соседей разузнать.
Темой «неслучайных случайностей» книга отца Олега Орешкина «Пасхальное утро и другие рассказы» пронизана насквозь. Через житейские ситуации, а порой и через необыкновенные, чудесные явления автор пытается показать, что Господь думает о каждом. Даже о секретаре райкома партии – «железной даме» по фамилии Балаберко из рассказа «Икона обновилась». В «хрущёвскую оттепель» - тяжёлое для Церкви время - секретарь вела неподкупную борьбу с «поповской идеологией». Но стала свидетельницей необъяснимого, и оттепель, только уже самая настоящая, наступила в её разбуженном сердце.
Священник Олег Орешко – тот тип писателя, который обладает даром диалога. После прочтения его книги «Пасхальное утро и другие рассказы» возникает желание внимательней присмотреться к жизни и научиться видеть те подсказки, которые каждый день посылает нам Бог.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия