По суровым алтайским дебрям немало дорог исходил и проехал Михаил Чевалков. В очередной деревеньке он обходил дом за домом, спрашивая, есть ли крещёные люди.
— Знаете ли, как зовут Бога? – спросил он у одного семейства.
— Знаем. Никола-батюшка и пророк Илья.
— Нет. Иисус Христос. А святитель Николай и Илья пророк — угодники Божии, теперь они пребывают в светлом, прекрасном и радостном месте.
Усердно обходя все дома, Михаил Чевалков, сам из алтайского народа телеутов, рассказывал о Боге своим соплеменникам — как тем, кто был крещён, но не научен вере, так и язычникам.
Михаил ещё в юности сознательно принял крещение от преподобного Макария Алтайского. Чевалков стал его помощником и занимал в православной миссии должность переводчика. Сидеть на месте не приходилось — миссионер постоянно разъезжал по Алтаю.
Однажды, прибыв в селение Карагол, Чевалков более десяти дней жил в своей палатке, не встречая сочувствия к проповеди у местных жителей. И когда надежды уже почти не оставалось, с Михаилом согласился пообщаться самый уважаемый в селении человек, по имени Каланак.
— Кто вас послал? — поинтересовался Каланак.
— Меня послал старший священник. Он мне сказал: «В Караголе слышно блеяние Божиих овец, лишившихся своего места жительства. Как бы их не похитил здешний волк-дьявол». Я пришёл сказать это вам на родном языке.
А вслед за этим состоялась долгая беседа о вере, после которой Каланак позвал всех своих братьев и сказал:
— Этот человек приехал сюда для нас, чтобы сделать добро душам нашим. Дайте ваши руки в знак того, что уверуете в Бога!
Потом Каланак и все его братья с семьями приняли Христа, очень довольные приходом проповедника и беседами с ним.
После бесед с Чевалковым люди часто принимали крещение. Для них было удивительно слышать христианскую проповедь на своем наречии не от русского священника, а от единоплеменника.
Чевалков переживал, что его народ не может молиться на родном языке. Позднее он так описывал свои думы: «Вот если бы были священные книги на алтайском языке! Эта моя скорбь была как бы моей молитвой пред Богом». И Господь исполнил прошение Чевалкова через него самого. Вместе с другими алтайскими миссионерами он перевёл на местные языки многие молитвы.
Чевалков заботился не только о духовной, но и о материальной стороне жизни алтайцев, помогал им осваивать земледельческие орудия, даже такие простейшие, но неизвестные им, как серп. Он изобрёл особый плуг, которым удобно вспахивать землю на горных склонах.
В 1870 году немолодой уже Чевалков был рукоположен в сан диакона, став первым священнослужителем из числа коренных алтайцев. А в 1877 году — во священника.
Протоиерею Михаилу Чевалкову также принадлежит честь считаться одним из первых основателей современной алтайской культуры: он является первым алтайским писателем! В 1894 году вышла его книга «Памятное завещание», изложенная в виде рассказа детям о своей жизни. С этого уникального памятника берёт начало алтайская литература, и поэтому неудивительно, что имя Чевалкова внесено в название Национальной библиотеки Республики Алтай.
Скончался Михаил Васильевич Чевалков в 1901 году в возрасте 84 лет. И около 70 лет из этой долгой жизни было посвящено делу проповеди православия среди народов Алтая. В одном из своих стихотворений отец Михаил оставил простое, но искреннее назидание нам:
Не гордись ни властью, ни богатством,
Живи, как Бог определил.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.