Протоиерей Иаков Нецветов находился в индейском селении Чагелюк на Аляске, когда вдруг узнал, что к нему идут племена инкалитов и кольчанов, чтобы принять крещение. Чагелюкцы сильно взволновались, помня свою старую вражду с воинственными инкалитами, и столпились вокруг миссионера.
— Отец! — говорил священнику индеец-старейшина. — Они лишь говорят, что идут к нам принять крещение, а на самом деле хотят напасть на нас! Мы уйдём!
— Разве вы сделали им какое-нибудь зло? — возразил отец Иаков. – Что же вы боитесь? Будьте уверены, что Господь Бог сохранит вас. Я вас не удерживаю, но я останусь здесь.
Мужество и самообладание православного миссионера успокоили чагелюкцев, и они не ушли. К вечеру же стали прибывать инкалиты и кольчаны. Отец Иаков не спал всю ночь, но молился и готовился к проповеди…
Утром 21 мая 1853 года священник собрал прибывших на большой поляне.
— Отец! В прошлом году наш старейшина крестился от тебя и рассказал о Христе. А теперь мы узнали, что ты здесь, и хотим послушать тебя и креститься! — Сказал индейский вождь.
— Слушайте же теперь, — ответил отец Иаков и стал проповедовать индейцам о едином Боге-Троице — творце Вселенной, о спасении души, о грехе и покаянии.
Проповедь длилась несколько часов, индейцы её внимательно слушали, а вечером уже 50 из них приняли крещение. В следующие дни были крещены остальные — в общей сложности — более 300 человек.
Отец Иаков был чрезвычайно физически утомлён, но, как записал он в дневнике, «духовная радость при виде стольких душ, присоединяющихся к Христовой Церкви, всё заглушает». Не меньшую радость принесло то, что ранее враждовавшие племена соединились в молитве.
Таковы были миссионерские труды отца Иакова — выпускника Иркутской семинарии, первого православного священника из коренных народов Аляски. Ему довелось проповедовать на Алеутских островах, а также на побережье Русской Америки — на пространстве примерно двух тысяч километров, по которому батюшка зачастую передвигался на простой байдарке с немногочисленными провожатыми.
1845-1857 годы, когда отец Иаков возглавлял Квихпакскую миссию на Аляске, были наиболее плодотворными: крещение приняли более двух тысяч индейцев.
Отец Иаков был одним из ближайших помощников знаменитого миссионера — святителя Иннокентия (Вениаминова), вместе с ним создав алфавит для алеутов, а также переводы Евангелия и молитв на их язык.
Для крещёных индейцев отец Иаков становился родным человеком, и когда он покидал их селения, то его провожали почти все — от мала до велика.
Духовная жизнь, мужество и скромность обращали к нему даже ожесточившиеся сердца, как в случае с шаманом, который был яростным противником христианства, но после проповеди отца Иакова уверовал.
Скончался отец Иаков в 1864 году на родной Аляске, в возрасте 62 лет. В 1994 году Православная Церковь в Америке причислила его к лику святых.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница