Этот город появился благодаря новгородским купцам, а прославился, защищая Московские земли.
Волоколамск. Старший брат столицы. Это древнейший город Подмосковья. Он на 12 лет старше Москвы – впервые упоминается в Лаврентьевской летописи в 1135 году. Издревле тут проходил важный торговый путь из Волги в Москва-реку, который использовали новгородские купцы. Между реками не было водного сообщения и корабли с товарами перетаскивали по волокам – сухопутным дорогам. Отсюда и название - Волок Ламский (деревянные суда перетаскивали здесь из реки Ламы в Волошню).
Московское княжество и Новгородская республика постоянно спорили за обладание городом – он много раз переходил из рук в руки, пока, наконец, им не овладели московские правители. С тех пор он стал форпостом молодого государства и первым встречал врагов, наступавших с запада.
В давние времена на высоком холме над рекой Городней (приток Ламы) построили большую крепость, которую не смогли взять ни татарские полчища хана Тохтамыша, ни войска литовца Ольгерда, ни польско-литовская армия короля Сигизмунда. Однако с расширением границ кремль как военная крепость потерял значение и стал разрушаться. Единственное здание на крепостном холме, которое помнит осады и штурмы – собор Воскресения Христова, выстроенный в 1480-м году. В советское время собор был закрыт – в разные годы в нем был детский дом, техникум и даже лагерь для немецких военнопленных. В 1960-е храм отреставрировали и превратили в музей, а в 2000-м году в нем открылся православный приход.
Значительно позже, во второй половине XIX века, на кремлевском холме воздвигли Никольский собор -- в память о павших в Крымской войне. С его пятиярусной колокольни открывается потрясающий вид на старый город. Подняться туда сегодня можно за символическую плату.
Волоколамский кремль окружали 5 укрепленных монастырей, служивших в том числе и для обороны города. Правда, еще в царское время все они были упразднены – от двух из них остались лишь главные храмы.
В Волоколамске можно попасть в древнюю усадьбу, которая принадлежала матери Натальи Гончаровой, супруги Александра Пушкина. Сам поэт приезжал сюда дважды. До нас дошел главный дом с флигелями, хозпостройки и церковь Великомученицы Екатерины.
В полукилометре еще одна усадьба. Ее построил фаворит Екатерины II генерал-фельдмаршал Захаром Чернышевым, покоритель Пруссии. Современники справедливо называли его имение «русским Версалем» за богато декорированные постройки и французскую ландшафтную планировку. Сегодня от усадьбы остался запущенный, но не потерявший былого очарования парк, обелиск в честь посещения Яропольца императрицей, заброшенный особняк и уникальная Казанская церковь.
Церковь в имении Чернышева похожа на настоящий дворец. В создании ее участвовал знаменитый зодчий Василий Баженов. Здание состоит как бы из двух храмов-близнецов, соединенных небольшим холлом. В 1966-м умер последний настоятель и храм закрыли.
Сегодня, гуляя по тихим улочкам города, сложно представить, как выглядели они раньше - во время Великой Отечественной окрестности города стали местом ожесточенных боев – город переходил из рук в руки и сильно пострадал от артобстрелов и бомбардировок.
Недалеко от города на въезде в древнее село Ярополец стоит памятник знаменитой роте кремлевских курсантов. Здесь ценою своих жизней они задержали врага.
Восточнее города село Дубосеково, близ которого в 41-м шли ожесточенные бои. Именно здесь герои-панфиловцы погибли, остановив армаду немецких танков. Именно здесь политрук роты Клочков сказал свои знаменитые слова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади - Москва».
29 марта. О пророчествах о Христе
В 7-й главе Книги пророка Исайи есть слова: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».
О пророчествах о Христе, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
29 марта. О духовном смысле Соборования
Сегодня 29 марта. Великий пост. В храмах Великим постом проводится Таинство Соборования.
О его духовном смысле, — священник Алексий Дудин.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница