Если подняться на Елеонскую гору и встать лицом на восток, то перед взором откроется дорога на Иерусалим – мимо вифанских масличных зарослей, вдоль смоковничных садов Виффагии тянется она извилистой лентой. Этим путем шел Иисус Христос на следующий день после воскрешения Лазаря, за пять дней до своего Креста.
Молва о чуде, которое Господь совершил накануне, бежала впереди него. И когда в Виффагии Христос велел ученикам привести к Нему ослицу с осленком и продолжил шествие уже верхом – сотни людей приветствовали Его пальмовыми ветвями, пели славу, бросали перед Ним на дорогу свои одежды. Народ вышел встретить Спасителя, чтобы с почетом проводить Его в Иерусалим.
Город распахнул навстречу торжественному шествию свои Золотые ворота – самые большие, самые величественные, единственные, которые вели прямо в храм. Именно через эти ворота свершился вход Господень в Иерусалим, произошло событие, которое до сих пор празднуют христиане всего мира.
В Иерусалиме издавна существовала традиция праздничного крестного хода в день, когда церковь вспоминает, как Христос вошел в Святой город. В полдень народ собирался на Елеонской горе. Верующие пели праздничные молитвы, читали Священное писание – сначала в пещере, где Господь беседовал с учениками накануне своих Страданий, затем в храме, что высится на месте Вознесения Господня.
Богослужение продолжалось до вечера, потом христиане спускались к подножию Елеонской горы и торжественно, с пальмовыми ветвями в руках, распевая победные гимны, входили в город. Возглавлял крестный ход епископ верхом на ослике.
Традиция праздничного шествия сохранилась и в наши дни, хоть время и внесло в нее свои коррективы. Не на вершине Елеонской горы теперь собираются верующие, а всего лишь в километре от Иерусалима. В Виффагии, в греческом монастыре, православные встречают Иерусалимского патриарха, чтобы начать торжественное движение в Святой град.
В процессии неизменными остались пальмовые ветви и пение Осанны, а вот маршрут изменился. Золотые ворота, через которые в город входил Иисус, ныне заложены – их наглухо замуровали в шестнадцатом веке, по приказу султана Сулеймана Великолепного. Там, где прежде в каменной стене были проемы, теперь видны лишь две декоративные арки. Поэтому современный крестный ход вливается в Иерусалим не через Золотые, а через Львиные ворота.
Один из крестоходцев с грустью оглядывается туда, где арками очерчены замурованные проемы старых ворот. «Это ничего, сынок, - будто угадывает его мысли старенький священник, - Лишь бы золотые ворота твоего сердца всегда были открыты для Христа».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия