Озеро Валдай называют иногда Новгородским Байкалом. Это чистейший водоем площадью почти двадцать километров. Цепь островов разделяет его водную гладь на два плёса. Самый большой остров – Рябиновый. Такое название ему дано не случайно – здесь действительно растет много рябины, и туристическая тропа длиной полтора километра, на которой оборудованы площадки для отдыха, ласково именуется «Рябинушкой». Сюда приезжают порыбачить, набрать грибов и ягод, позагорать на песчаных пляжах.
Рябиновый соединен горбатым мостиком с островом Сельвицким. Про этот живописный кусочек суши еще патриарх Никон сказал: «Не велик, но зело прекрасен» и предложил царю Алексею Михайловичу устроить здесь монастырь. И в 1953 году на Сельвицком острове были поставлены две деревянные церкви, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.
А вот Успенский собор, также построенный по распоряжению патриарха Никона, и сейчас украшает собою монастырский ансамбль. Этот огромный белый с красным орнаментом храм внутри при дневном освещении как будто пронизан светом. Такой эффект достигнут благодаря тому, что на трех стенах расположено по три больших окна, и барабаны пяти куполов имеют по нескольку оконных проемов.
В советские годы церковь существенно пострадала, и только в 2008 году после многолетней реставрации патриарх Алексий Второй освятил престол собора в честь Иверской иконы Богородицы. Успенский собор был переименован в Иверский неспроста – одноименная чудотворная икона была привезена в обитель с Афона еще во время патриаршества Никона и много веков считалась хранительницей монастыря. На западной стене собора сохранилась фреска, которая запечатлела, как патриарх Никон с братией встречают Иверскую. После революции икона пропала, и только в 2008 году вернулась в обитель.
В соборе была утрачена значительная часть настенной росписи, многое не удалось восстановить. Поэтому художникам-реставраторам пришлось создавать новые композиции, сохраняя старинные стилистические и технологические особенности. И теперь на одной из стен можно увидеть фреску, на которой изображено событие 2008 года - патриарх Алексий Второй с братией встречают чудотворную Иверскую икону.
На территории монастыря сохранилось еще несколько храмов семнадцатого века, каждый из них по-своему уникален. Информацию об этих церквях можно почерпнуть в монастырском музее, который посвящен истории обители и роли патриарха Никона в ней.
Валдайский Иверский Богородицкий монастырь расположен в десяти километрах от города Валдая, который стоит на трассе Москва – Санкт-Петербург. Проходит через Валдай и железнодорожная ветка. А от Валдая до обители лучше всего доплыть на теплоходике – за тридцать рублей вы не только быстро доберетесь до места, но и налюбуетесь на озерные пейзажи.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!