Старинный русский город Шуя расположен на живописных берегах реки Тезы, притока Клязьмы. Впервые город упоминается в летописях конца 14-го века как значительный населенный пункт Нижегородского княжества.
А самым древним занятием в Шуе было мыловарение - впервые об этом сказано в писцовой книге Афанасия Векова в начале 17-го века. Изображение мыла попало даже в герб города. Вот что писал источник того времени: «Въ верхней части щита гербъ Владимiрскiй. Въ нижней — въ красномъ поле, брусъ мыла, означающiй славные находящiеся въ городе мыльные заводы». Секреты изготовления мыла пришли еще из Византии, но русское мыловарение развивалось своим путем. Способствовали этому большие запасы сала и бескрайние запасы леса. Особенно широкое распространение производство мыла получило при Петре I.
А во времена Екатерины II шуйское мыло было известно уже по всей стране. На Борисоглебскую ярмарку за ним съезжались с разных концов Руси. Упоминается оно и в русской песне:«И я встану младешенька, ранним-рано ранешенько. Я умоюсь младешенька, шуйским мылом белешенько».
Но не мылом единым жив человек. Практически из любой точки города видны очертания колокольни Воскресенского Собора. Эта звонница вторая по высоте в России после колокольни Петропавловской крепости. Начинал ее строительство итальянский архитектор Маричелли, а вот из-за обрушения конструкции на 3-м ярусе достраивал сооружение уже владимирский крестьянин-умелец Савватьев. На звоннице было установлено 11 колоколов. Отливал их мастером Ксенофонт Веревкин (он же отливал колокола и для Храма Христа Спасителя). Самый крупный колокол, весом 1270 пудов (для понимания – это более 20 тонн), был изготовлен в честь спасения царя Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года под Харьковом. Отливали его в Москве. А подняли этого гиганта на шуйскую колокольню вручную.
Что еще посмотреть в Шуе. Замечательны старинные купеческие дома и гражданские постройки XVIII-ХIХ вв. Полюбоваться типичным для ХIХ века ансамблем Торговых Рядов. Кстати, Здесь установлены крупные городские торговые весы (вага). А над ними – важня, крытое сооружение XVIII-го века в стиле древнегреческого храма с колоннами и куполом. Это единственное в России строение подобного рода, которое сохранилось до наших дней. Весы считались центральной точкой города, от них шло верстовое исчисление во всех направлениях.
Осенью 1654 года в Шуе свирепствовала моровая язва - чума. Умирали целыми семьями, народ отчаялся. И тогда попросили иконописца Герасима Иконникова написать Смоленскую икону «со всяким благоговением и поспешностию». Икона писалась неделю. Через неделю крестным ходом отнесли образ в Воскресенский храм и храм внезапно озарился ярким светом. Верующие исполнились великой духовной радости и ликования. Вскоре смертность прекратилась. Но потери от эпидемии составили почти половину городского населения: из 1170 человек умерло 560.
Новое чудо от Шуйской иконы — исцеление одержимого отрока Иакова — случилось в 1666 году. А к 1800 году было зафиксировано 109 чудес. Большинство из них исцеления от полной или частичной слепоты и болезней глаз, а также от различных душевных и умственных расстройств. Все случаи были записаны в особые книги, которые отправили в Москву.
Прикладывался к иконе заболевший по пути в Персидский поход Петр I. Избавившись от недуга, царь хотел увезти образ в Санкт-Петербург. Но горожане пали на колени перед царем и умолили оставить икону в Шуе.
В 1937 года собор был закрыт, тогда же исчезла икона. И до сих пор никаких сведений о ней нет. Жители Шуи говорят: «Она к нам пока не вернулась оттого, что мы ее не достойны». Однако же в Воскресенском соборе находится сейчас весьма почитаемый прихожанами список с чудотворной иконы.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!