Апостолу Андрею Первозванному посвящено бесчисленное количество храмов во всем мире. Но самым значимым среди них, без сомнения, является беломраморный собор в греческом городе Патры, на полуострове Пелопоннес.
В Патрах Андрей Первозванный прожил несколько лет. В этом городе вокруг апостола сплотилась большая христианская община. Здесь святой Андрей совершал чудеса, которые привели в церковь множество людей. Здесь он принял мученическую смерть за Христа, претерпев распятие на особом кресте, который впоследствии стали называть по его имени, андреевским.
Мощи Андрея Первозванного и крест, на котором он был распят, долгое время хранились в Патрах, но в четвертом столетии по приказу императора Констанция II останки апостола с почетом перенесли в Константинополь. Жители Патр скорбели по этому поводу, и правитель в утешение им приказал высечь на драгоценной раке с мощами слова – «Сокровище Патр». А шесть веков спустя Андреевская церковь в Патрах получила в дар от византийского императора честную главу святого Андрея Первозванного.
Но на этом перипетии с мощами не закончились. Когда Патры захватили османы, император Палеолог, желая спасти главу апостола, вывез ее в Рим, где передал Римскому Папе. Пятьсот лет святыня хранилась в римском соборе Святого Петра и только в 1964 году возвратилась на свое место в греческие Патры.
Первый храм Андрея Первозванного был построен в Патрах в пятом веке. Позднее эту церковь сожгли турки, и восстановить ее в прежнем виде оказалось невозможно.
Сейчас в Патрах есть два храма, посвященных Андрею Первозванному, они стоят неподалеку друг от друга. Один из них построили на деньги, собранные горожанами в середине девятнадцатого века. Одиннадцать лет этот храм считался кафедральным собором. Сейчас он утратил свой статус, но по-прежнему остается безупречным образцом церковного зодчества. Здесь хранится часть перста святого Андрея – эту святыню пожертвовал церкви русский дворянин Андрей Муравьев.
Второй храм возвели в начале двадцатого столетия. Часть средств для его строительства пришли из России. В то время русское царское правительство постоянно выделяло пожертвования на восстановление византийских святынь. Монументальный Андреевский собор из белого мрамора сразу стал гордостью жителей Патр. Этот храм, один из самых больших на Балканах, стоит на том самом месте, где был распят апостол Андрей. Под сенью собора хранится ковчег с главой апостола и часть Андреевского креста.
В день памяти апостола Андрея, 30 ноября ковчег с мощами торжественно крестным ходом проносят по Патрам. И в этой процессии год от года все больше паломников из России.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение