Новый Афон в Абхазии неспроста носит славное имя великой греческой монашеской горы. В конце девятнадцатого века иноки русского Афонского Пантелеймонова монастыря, опасаясь закрытия обители, ходатайствовали перед царем о выделении «уголка земли для устройства скита». В ответ монахам предоставили возможность самим выбрать на Черноморском побережье Кавказа место для будущей обители.
Выбор пал на гору, которая по очертаниям напоминала Афонскую. К тому же здесь, по преданию, принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. Братия дружно взялась за непростое дело. Чтобы выровнять склон, расчистить площадку для строительства, предстояло убрать часть горы и вывезти многие тонны камней. Монахи валили деревья, засыпали пропасти и ровняли скалы. В немыслимо короткие сроки было расчищено плато и заложены фундаменты сразу нескольких церквей.
Монастырь рос на глазах, богател и поражал своим размахом. К вершине горы, которая усвоила имя Афонская, была проложена канатная дорога. На берегу моря монахи устроили грузопассажирскую пристань. От пристани к воротам обители вела каменная мощеная дорога. Поднимаясь по ней, путники любовались монастырскими садами и оранжереями.
В долине реки Пцырха монахи разбили парк, в прудах разводили зеркальных карпов. На Пцырхе устроили одну из первых в России гидроэлектростанций, искусственный водопад, которой использовался к тому же как холодильник – густые струи скрывали от солнца пещеру, и лед не таял в ней все лето. В монастыре была своя железная дорога. Паровоз, подаренный императором, доставлял с гор ценную древесину.
Монастырь полностью обеспечивал себя. Здесь были многочисленные мастерские, в том числе переплетная, часовая, кожевенная, позолотная. Конезавод использовал и укреплял кавказские традиции коневодства. Мед с Ново-афонских пасек славился повсюду. В садах обители созревали не только персики и виноград, но и оливки, лимоны, апельсины и даже бананы.
Из всех храмов монастыря всегда выделялся собор целителя Пантелеимона. Этот храм был и остается крупнейшим в Абхазии – простираясь на 53 метра в длину и 33 в ширину, он возвышается на сорок метров над землей. Но не размерами своими он славится, а богатой росписью стен. Голубые, золотистые и коричневые тона фресок поражают своей насыщенностью и глубиной. Манера росписи уникальна – это один из последних образцов предреволюционной русской иконописной школы.
Ново-Афонский монастырь всегда щедро делился своим богатством – как духовным, так и материальным. Здесь не только охотно принимали паломников, но и оказывали помощь всем нуждающимся.
После потрясений двадцатого века в Новом Афоне не найдешь былой роскоши. Но обитель восстанавливается, монахи трудятся и молятся – даст Бог, вернется и благоденствие.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.