Склоны Овчарско-Калбарского ущелья высятся над причудливой излучиной Западной Моравы. По берегам реки разбросаны древние монастыри – вместе их называют «сербским Афоном».
Название это – не просто образ, а исторический факт. В четырнадцатом веке, когда на Афоне греческом настало трудное время притеснений, большая часть монахов Хиладарского монастыря вынуждены были искать себе новое пристанище. Сербское Овчарско-Кабларское ущелье, прекрасное и укромное, не просто стало приютом для беженцев – греческие монахи образовали здесь новую монашескую республику. Во время своего расцвета она включала в себя триста обителей, которые объединяла не общая ограда, а единый устав.
С тех пор многое изменилось, всего десять монастырей осталось нынче на берегах Западной Моравы. Но здесь все те же живописные холмы, лента реки по-прежнему изгибается роскошным синим бантом, а уцелевшие обители свято хранят дух старого Афона. Так что если вам доведется побывать в Сербии, непременно посетите Овчарско-Кабларское ущелье.
В здешних монастырях нет больших приусадебных хозяйств, обходятся монахи без собственных производств и мастерских. В каждой обители проживает два-три человека, и это верность древней традиции максимального уединения.
Монастыри внешне похожи друг на друга – маленький братский корпус, да храм в греческом стиле с притвором, который больше напоминает крытую терраску. Самым красивым в ущелье считается монастырь Святой Троицы - его белокаменная церквушка под красной черепицей издалека радует глаз. Эту обитель очень любил и много сделал для ее украшения святитель Николай Сербский, епископ Охридский и Жичский, прославленный святым в 2003 году.
В то время, когда нет богослужения, храмы во всех монастырях закрыты на замок. Но пусть вас это не смущает – нужно просто найти ключаря и попросить его открыть для вас двери. Сербские монахи приветливы и гостеприимны, путникам здесь всегда предложат отдохнуть в уютном дворике, угостят ароматным черным кофе, а то и рюмочкой ракии. Гостю из России могут оказать особое расположение – например, снять со стены и подарить икону.
Язык богослужения в Овчарских монастырях – церковнославянский, адаптированный для современного сербского, у гостей из России он, как правило, не вызывает трудностей восприятия. Практически в каждой обители есть священник, который может принять исповедь на русском языке. Так что при желании поездка на Сербский Афон может стать для вас не просто путешествием, а настоящим паломничеством.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.