Скальные монастыри Болгарии таят в себе множество загадок, ответы на них ученые будут искать еще много лет. Одним из самых таинственных знатоки называют монастырь Аладжа. Он находится на северо-востоке страны в древнем лесу – сейчас это национальный парк «Золотые пески».
Нельзя с уверенностью сказать, кто и когда основал здесь монашеское поселение. Предположительно, что первые христианские отшельники выдолбили пещеры в отвесной сорокаметровой известняковой скале еще в четвертом веке, когда на Балканах только начало распространяться христианство. Расцвет монастырского жительства пришелся на тринадцатое столетие. Считается, что именно в это время в скале в два яруса были обустроены многочисленные монастырские помещения – храм, часовня, кухня, трапезная, братские кельи и склеп.
В конце четырнадцатого века Болгарию захватили османы, борясь с христианством, они разорили и скальную обитель. От монастыря не осталось даже имени - сейчас уже и не узнаешь, какому святому он был посвящен. Аладжа – это позднее турецкое название, в переводе оно означает «пестрый». Видимо, так захватчики нарекли пещерный городок за красочные фрески, которыми были покрыты стены скальной церкви. Еще в начале двадцатого века эти иконы были хорошо видны. Болгарские художники успели сделать акварельные копии древних росписей, только благодаря этим зарисовкам известно, как выглядели фрески, сейчас от них сохранились лишь отдельные, едва различимые фрагменты.
В восьмистах метрах от Аладжи находятся так называемые катакомбы – еще один комплекс пещер, высеченных в скале в три яруса. В катакомбах можно различить церковь, комнаты, в которых жили иноки и несколько могильных камер. На стенах здесь сохранились христианские символы – крест, а также греческие буквы Альфа и омега.
Неподалеку от катакомб можно увидеть также остатки раннехристианской базилики и древних жилых построек. В этих развалинах ученым удалось обнаружить обломки керамики и монеты, датируемые пятым веком. Это дало возможность сделать смелое предположение – а что, если здесь, в лесах Болгарии, находился один из тех христианских центров Черноморья, что упоминаются в хрониках императора Константина Багрянородного?
Пещерная обитель находится всего в четырнадцати километрах от Варны, а от курорта «Золотые пески» и того ближе, буквально в пешей доступности. За час вы не спеша дойдете до скал по тропинке через национальный парк, таблички с указателями помогут вам сориентироваться. А воздух здесь какой! Если вам доведется отдыхать на болгарском побережье, непременно совершите путешествие к монастырю Аладжа! И для души, и для здоровья полезно.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!