«Будда, Конфуций, шаман, обожание гор – все это смешалось и составило религию простого человека в Корее», – писал русский писатель и публицист Н.Г. Гарин-Михайловский, посетивший Корею в 1898 году. И по сей день буддизм, конфуцианство и шаманизм являются основными мировоззрениями жителей Корейского полуострова.
В обществе по-прежнему царят конфуцианские идеи уважения и почтительного отношения к старшим, но, с другой стороны, и христианство набирает силу.
В июле 2012 года исполнилось 115 лет с того момента, как Святейший Синод учредил Русскую духовную Миссию в стране с поэтическим названием «Страна утренней свежести» - в Корее.
Тогда, в 1897-м, в Сеуле (напомню на всякий случай, что тогда страна еще была единой, и столицей ее значился Сеул) проживало около 200 русских и 30 православных корейцев.
Становление Православия в Корее, а также переводы богослужебных текстов на корейский язык и переложение их на славянские напевы – все делалось исключительно стараниями русских миссионеров.
Однако политическая ситуация в Корее в начале XX века не способствовала развитию Православия. Скажем во время японской оккупации деятельность собора святого Николая Мирликийского, воздвигнутого в Сеуле в 1903 году, претерпевала множество трудностей, а во время русско-японской войны церковь и вовсе закрыли.
После Октябрьской революции финансирование Миссии стало нерегулярным, да и корейское правительство не оказывало содействия проживавшим в стране русским эмигрантам – и в 30-е годы деятельность Миссии начала угасать.
А в 45-м страна и вовсе разделилась на Южную и Северную Кореи. В 1949 году власти Южной Кореи выслали из страны главу Русской духовной Миссии. Вскоре на Корейском полуострове началась война между Севером и Югом, и работа Русской духовной Миссии в Корее была приостановлена, а ее имущество конфисковано.
По окончании войны греческий капеллан из состава войск ООН архимандрит Андрей занялся реорганизацией православного прихода Сеула. Сохранившиеся общины, не имевшие в те годы возможности контактировать с Русской Православной Церковью, были переданы Константинопольскому патриархату. С тех пор все православные храмы Южной Кореи находятся в юрисдикции Константинополя.
Прихожане храмов в Южной Корее – это и русскоязычное население и местные жители, которые проявляют интерес к православию. Православные южнокорейцы чаще всего, так или иначе, связаны с русским бизнесом и с русской культурой. После службы россияне собираются вместе, пьют чай, беседуют, решают какие-то вопросы, по праздникам устаивают концерты, спектакли, вечера. Сам дух православия здесь не отличается от России.
В городе Капьенг, в 60-ти километрах от Сеула, есть даже небольшой монастырь Преображения Господня. Настоятельница монастыря, инокиня Агафия – первая монахиня-кореянка. Это Южная Корея.
Но и в столице Северной - Корейской Народно-Демократической Республики - в храме Живоначальной Троицы Московского патриархата, при небольшой православной общине численностью немногим более 100 человек, сегодня трудятся два священника-корейца, которые прошли обучение в московских духовных школах.
Возможно, это неожиданный вывод, но объективно получается, что именно Православие по-своему объединяет один народ, разделенный когда-то, казалось бы, нерушимой границей.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия