На заре основания Санкт-Петербурга Пётр Первый привёз в северную столицу список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Через семьдесят лет после этого Павел Первый объявил конкурс на проект нового парадного собора, чтобы создать достойное хранилище для святыни. Император высказал единственное пожелание – новый храм должен быть похожим на собор святого Петра в Риме. В конкурсе приняли участие самые видные архитекторы того времени – Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон. Однако ни один проект не был утверждён.
Царское одобрение неожиданно получила работа молодого русского архитектора Андрея Воронихина. Талантливый зодчий-самородок не мог лично представить проект к царскому двору – это было бы дерзостью для вчерашнего крепостного. За Воронихина хлопотал бывший хозяин, граф Николай Строганов, который и стал главным попечителем строительства.
Надо сказать, что проект Андрея Воронихина и поныне остаётся уникальным образцом храмового зодчества. Перед молодым архитектором стояла нелёгкая задача – своим парадным фасадом новый собор должен был украсить Невский проспект. По правилам церковного строительства это было почти невозможно – ведь алтарь православной церкви всегда обращён на восток, в данном случае – в сторону нынешнего канала Грибоедова. То есть, к Невскому собор вынужден развернуться не лицом, а боком. Многие и сейчас удивляются, когда узнают, что знаменитая гранитная колоннада Казанского собора – это именно боковой вход в храм. Если посмотреть на собор сверху, то 96 колонн – это не парадное крыльцо крестообразного здания, а словно единственное крыло, ассиметрично раскрытое в сторону Невского проспекта.
Внутреннее помещение храма своим богатым убранством напоминает парадный зал царского дворца, это впечатление усиливают многочисленные скульптуры и барельефы. Колонны зрительно поднимают потолок на головокружительную высоту, благодаря высоким окнам пространство наполнено светом, купол словно парит в воздухе.
Центральный иконостас выполнен из трофейного серебра, отнятого в 1812 году у французов. Казанский собор, кстати сказать, сыграл определённую роль в победе над Наполеоном – перед началом военных действий главнокомандующий русской армии Михаил Кутузов прикладывался здесь к чудотворному Казанскому образу. Сейчас в храме находится могила прославленного военачальника. По-прежнему хранится здесь и старинная Казанская икона.
Найти Казанский собор не составит труда. Нужно доехать на метро до станции «Гостиный двор», выйти к каналу Грибоедова – и окажешься как раз напротив того места, где, по словам Осипа Мандельштама «На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг».
29 марта. О пророчествах о Христе
В 7-й главе Книги пророка Исайи есть слова: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».
О пророчествах о Христе, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
29 марта. О духовном смысле Соборования
Сегодня 29 марта. Великий пост. В храмах Великим постом проводится Таинство Соборования.
О его духовном смысле, — священник Алексий Дудин.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница