Каргополь. Берег Онежского озера. Русский Север.
Сюда едут по трем причинам. Одна – увидеть уникальную природу Русского Севера. Другая - увидеть старинные деревянные храмы, которые сохранились еще во многих селах, и посетить Александро-Ошевенский монастырь. Третья – увидеть и сам Каргополь. Здесь, на берегах Онеги, высятся белоснежные соборы, которые не уступают красотою московским.
Каргополь существует здесь с 11-го века. Город прославлся как крупный торговый центр, и был известен далеко за пределами Руси. В XVI веке здесь торговали лесом, железом, рыбой и, главное, солью – ценнейшим товаром того времени. Местное население быстро богатело, а в Каргополе строились каменные храмы – один краше другого. Но во время пожара 1756 года Каргополь почти весь выгорел и стал первым в России городом, перестроенным по регулярному плану.
Поэтому ориентироваться в Каргополе просто – главные улицы идут вдоль Онеги. Исторический центр – Соборная площадь, ее еще называют «Новый торг». В самом ее центре стоит величественная колокольня, построенная к приезду в город Екатерины II. Причем здание ориентировано не на восток, а в сторону петербургского тракта, откуда прибывала императрица. Слева – церковь Иоанна Предтечи, справа – Введенская. В ней какое-то время хранились сокровища императорской семьи, вывезенные из Москвы в 1812 году. У самой реки – уникальный Христорождественский собор времен Ивана Грозного. Двухэтажная церковь состоит из двух частей – зимней и летней. Причем в зимней части расположен музей, где хранятся древние иконы и «небеса» из церквей Каргопольского района. «Небеса» в деревянной архитектуре Русского Севера – своеобразный расписной потолок. В верхнем же храме по большим праздникам проходят службы. Его главное украшение – дивные фрески и резной пятиярусный иконостас XVIII века.
В трехстах метрах от Нового торга другая площадь – Старый торг. Когда-то здесь торговали солью, а теперь стоят три храма - церковь Рождества Богородицы, Никольская и Благовещенская церкви. О последней искусствовед Игорь Грабарь писал в 1909 году: «По изысканности пропорций и вкусу, с которым расписаны по ней узорчатые пятна окон, может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения».
Немногим дальше по Октябрьскому проспекту церковь-музей в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких. В ней собраны иконы и элементы декора из каргопольских храмов.
В 42-х километрах от города находится большой куст деревень, объединенных общим названием – Ошевенское. Именно здесь с XV века стоит Александро-Ошевенский мужской монастырь, названный по имени своего основателя. Обитель была некогда духовным центром, куда стекались паломники со всего севера. Сегодня монастырь возрождается – в Никольской надвратной церкви проводятся службы, но Успенский собор, где под спудом покоятся мощи преподобного Александра Ошевенского, все еще стоит в руинах.
Недалеко от монастыря находится деревянная церковь Богоявления. Иконостас и уникальные «небеса» сохранились до сих пор. Сейчас здесь регулярно проходят службы и всегда открыты двери. Еще через пару километров стоит деревянная Георгиевская часовня с симметричными шатровыми куполами.
На обратной дороге в Каргополь можно изменить маршрут и заехать в село Архангело на Онеге, где стоят два деревянных храма – в честь Михаила Архангела и Сретения Господня.
Ай-ай-ай… Время программы неумолимо заканчивается, а мы еще не рассказали вам и десятой доли… Не рассказали о каргопольской игрушке, об удивительных деревянных храмах, о Кенозерском национальном парке, о потрясающей северной природе…
Ну что ж… Значит, судьба вам самим… Собраться в дорогу и посмотреть на все своими глазами…
Удачной поездки…
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия