Дочь египетского фараона в сопровождении служанок прогуливалась по берегу Нила и увидела в зарослях тростника у самого берега просмоленную корзину, а в ней – маленького ребенка, месяцев трех от роду. Царевна сразу же догадалась, что это еврейский малыш. Ее отец недавно издал жестокий указ убивать всех мальчиков, рожденных иудейскими женщинами – видимо, одна из этих несчастных и предприняла отчаянную попытку спасти своего сына, отправив его в плавание по водам священной реки. Ребенок был настолько прекрасен, что дочь фараона не могла на него насмотреться. Она решила непременно взять малыша на воспитание и тут же назвала его Моисеем, что значит «найденный у воды».
Царевна заметила стоящую неподалеку бедную девочку и приказала ей поскорее найти женщину, которая могла бы выкормить младенца грудным молоком. Буквально через несколько минут кормилица уже приложила найденыша к груди. Вся эта череда совпадений не была случайностью. Мальчик был евреем. Мать, Иохаведа, намеренно оставила его на пути следования египетской царевны, в надежде, что та сжалится над ребенком. Девочка, что наблюдала за дочерью фараона, была родной сестрой Моисея. Когда ее отправили на поиски кормилицы, она стремглав побежала за Иохаведой – и у той появилась возможность питать молоком свое дитя.
Так и вырос пророк Моисей – приемышем во дворце фараона, но на руках у родной матери. С юности его мучили противоречия. Считая себя членом семьи египетского царя, он горячо сочувствовал евреям, которые жили в невыносимых условиях. Увидев однажды, как надсмотрщик-египтянин бьет раба-иудея, Моисей вступился – и убил обидчика. После этого ему оставалось только бежать и скрываться на Синайском полуострове, служа пастухом у Иофора, вождя и жреца племени мадианитян.
Однажды, когда Моисей пас овец у подножия горы Синай, ему явился Сам Господь в виде Неопалимой купины – горящего, но не сгорающего куста. Пророк получил от Бога призыв к освобождению еврейского народа из плена. Послушный этому повелению, он отправился в Египет, чтобы ходатайствовать перед фараоном об освобождении сынов израилевых. Раз за разом Моисей приходил во дворец с одной и той же просьбой, но египетский царь не соглашался дать пленникам свободу. По слову пророка страну одно за другим накрывали стихийные бедствия. Реки превращались в кровь, целые города претерпевали нашествие жаб и насекомых, люди и животные страдали от эпидемий, с неба обрушивался огненный град, непроницаемая тьма вставала стеной – но ничто не могло изменить жестокое решение гордого правителя, который привык владеть евреями, как рабами. В конце концов, он прогнал Моисея, под страхом смертной казни запретив ему показываться во дворце. «Хорошо, я ухожу, - ответил на это пророк, - Но знай, что Египет постигнет казнь, страшнее всех предыдущих, вместе взятых». И в ближайшую ночь предостережение исполнилось – в Египте умерли все первенцы, включая сына фараона.
Убитый горем, правитель отпустил израильский народ. Но едва пленники покинули пределы Египта, как фараон пожалел о своем решении. Он приказал снарядить войско и бросился в погоню. Преследователи настигли евреев на берегу Красного моря. Казалось, беглецам некуда деться. В панике, они стали роптать на Моисея.
Пришла наша погибель! Впереди бушующее море, позади разъяренные египтяне! Зачем только мы послушали Моисея и покинули Египет! Теперь фараон не простит нас.
Да ты посмотри, что происходит! Пророк простер руку над морем, и ветер как будто переменил направление, послушный ему! К добру ли это?
Я не верю своим глазам! Волны разбежались от ветра в разные стороны и замерли! Море обнажило свое дно от берега до берега – неужели мы пройдем по этому коридору?
Пожалуй, это пусть к спасению, счастливый исход! Надо поспешить, брат, пока вода не обрушилась в свои пределы и не потопила нас.
Опасения были напрасными – вода стояла двумя прозрачными стенами, пока израильский народ переходил по морскому дну на противоположный берег. Когда же преследователи-египтяне ворвались на своих колесницах в этот таинственный коридор, пучина с ревом обрушилась и поглотила их!
Это было самое начало Исхода евреев из Египта. Впереди предстояло сорокалетнее хождение по пустыне и многочисленные испытания. Творец не оставлял путников – днем путь им указывало светлое облако, а ночью – огненный столп. Манна небесная утоляла голод странников, горькие воды источника становились сладкими, чтобы они могли утолить жажду. Однако утомленные путешествием, которому было не видно конца, люди впадали в малодушие, требовали от Моисея мясной пищи и досадовали, что покинули Египет. «Лучше быть в плену и есть досыта, чем терпеть нужду ради призрачной свободы!», – бросали они пророку упреки. Когда же Моисей взошел на гору Синай по призванию Бога, чтобы получить каменные скрижали с десятью заповедями, народ изготовил Золотого тельца и поклонился этому идолу, ожидая от него материальных благодеяний.
Моисею было горько и больно видеть падения своих братьев и сестер, но он мужественно и упорно вел свой народ к Земле обетованной – желанной Палестине. Он понимал, что нужно пройти через огонь и воду, чтобы души окрепли и закалились, освободились от рабского сознания, чтобы служение Единому Богу, Создателю Вселенной стало для людей дороже, чем мясо в котлах чужбины.
Моисей шел вперед ради того, чтобы избранный Богом народ совершил свою великую миссию – обрел крепкую веру, в недрах которой появилась на свет Дева, в своей чистоте оказавшаяся достойной стать Матерью Спасителя – Иисуса Христа.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение