Десятый век до Рождества Христова. Новая столица Израильского царства – Иерусалим встречает величайшую иудейскую святыню – Ковчег Завета. Золоченый ларь с хранящимися внутри каменными скрижалями, на которых начертаны Десять заповедей Бога, вплывает в крепостные ворота на плечах левитов – священников. И семьдесят тысяч израильтян приветствуют это шествие! На много километров вокруг слышны ликующие звуки труб, кимвалов – медных тарелок и сладкозвучных гуслей. А впереди движения, вне себя от радости, поет молитвы и пляшет, как ребенок, невысокий человек в простом льняном хитоне. Это – молодой израильский царь Давид.
Царица Мелхола смотрит на мужа в окно осуждающе. Разве так должен вести себя правитель? Разве можно унижать свое достоинство перед слугами? «Пастух – он и есть пастух!», – в сердцах бросает она. Давид же, вернувшись во дворец, на упреки жены отвечает так: «Перед Господом играть и плясать буду! Еще больше унижусь, и перед слугами буду славен!».
Мелхола сказала правду – Давид действительно в юности был пастухом. Ей, дочери первого Израильского царя Саула, их брак казался неравным. Мелхоле не доставало в Давиде сурового величия, которое отличало ее отца. Но была в нем с юности радостная вера в Бога и готовность служить Ему бесстрашно и преданно. Эта вера выплескивалась дивными молитвенными песнями, которые Давид исполнял, перебирая струны псалтыри – музыкального инструмента, похожего на арфу. Эти песни – псалмы отличались особой проникновенностью, они освежали душу, как теплый ливень в жаркий полдень питает животворящей влагой сухую почву. Только пение Давида могло утешить царя Саула, который страдал жестокими приступами черной тоски. Именно потому надменный правитель и приблизил юного пастушка из Вифлеема к царскому двору, а затем и отдал ему в жены свою младшую дочь.
Однако, вовсе не благодарность испытывал царь Саул к талантливому музыканту и поэту. Его снедала необъяснимая ревность. Узнав от пророка Самуила, что благоволение Божие отнято у него, и уже другой, более достойный израильтянин избран на царство, Саул подозревал, что новый помазанник – это именно Давид! Подозрения усугублялись тем, что вчерашний пастушок прославился в народе, как отважный и удачливый воин. Он смог одним ударом камня, выпущенного из пращи, победить вражеского воина-великана по имени Голиаф, затем выиграл несколько сражений с языческими народами, окружавшими Израиль.
Догадка Саула была верной – Давид действительно получил через пророка Самуила Божие благословение на царство. Однако он любил Саула, как отца и не мыслил о том, чтобы вступить на престол, пока тот жив. Когда же Саул погиб – в бою, окруженный врагами, он бросился на свой меч, то Давид искренне оплакал его.
Возглавив Израильское царство, псалмопевец заботился в первую очередь о том, чтоб возродить в народе веру в Бога. Он приложил все усилия, чтобы отыскать утраченный Ковчег завета и устроил для святыни походный храм – скинию в Иерусалиме. Здесь стали совершаться общественные богослужения, на которых звучали и псалмы, написанные самим царем.
Давид не был безгрешным человеком, но ему было ведомо подлинное покаяние. Однажды, уже будучи царем, он увидел с балкона своего дворца купающуюся женщину и захотел непременно сделать ее своей. Давида не остановило то, что красавица – а звали ее Вирсавия, была замужем. Когда царю стало известно, что Вирсавия вскоре родит ему ребенка, он отправил ее мужа, своего верного слугу Урию, на передовую, с тайным умыслом, что тот не вернется с войны. Именно так и случилось. Вирсавия стала женой царя, их ребенок родился в законном браке. Казалось, грех покрыт и можно не вспоминать о нем. Но Бог заботился о том, чтобы душа псалмопевца была чиста. Он послал к Давиду пророка Нафана с обличением, и тот рассказал царю притчу…
Пророк Нафан:
Один богач владел огромным хозяйством. Ему принадлежали бескрайние пастбища, простирающиеся от края до края земли, на них паслись тучные стада. Однако он похитил у бедняка единственную овечку, к который тот был привязан, как к своему ребенку. Скажи, о могущественный царь, как следует поступить с богачом?
Давид:
Он достоин смерти! Скажи, кто из моего народа так поступил, и он будет жестоко наказан!
Пророк Нафан:
Ты тот богач! Зачем ты отправил Урию на верную погибель, забрав себе его жену? Свои поступком ты дал повод врагам хулить нашего Бога…
Давид:
Я тяжело согрешил, и не видел того!Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое…
Осознав свое злодеяние, Давид не ел и не пил несколько дней – он горько плакал и просил у Господа прощения. Свое сокрушение он выразил в молитвенной песни, которая и поныне остается образцом покаяния. Это известный пятидесятый псалом, его так и называют – покаянный.
Младенец, рожденный от греховной связи Вирсавии и Давида, умер, но позднее у супругов были еще дети. Из всех наследников – а у Давида по обычаям того времени было несколько жен, именно сын Вирсавии, Соломон унаследовал израильский престол, и построил в Иерусалиме великолепный храм, о котором мечтал его отец.
Многое с течением веков утрачивается безвозвратно. Стерт с лица земли Иерусалимский храм, утерян в истории и след Ковчега Завета. А вот древние молитвенные песни, собранные в библейской книге Псалтырь, сохранились и доныне. Псалмы звучат на богослужениях и в домашних молитвах христиан во всем мире. Они дышат доверием ко Творцу, в них отражена глубина раскаяния, сияет чистотой детская радость о Боге. И всякий человек, открывая Псалтырь, испытывает благодарность ее автору – пророку и поэту, израильскому царю Давиду.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия