Иконы праздника Входа Господня в Иерусалим обычно вызывают особый интерес у детей. Ведь один из героев события - трогательный ослик, который старательно перебирая копытцами, везёт в Иерусалим Сына Божия. Почему же так важна была эта подробность для всех евангелистов и иконописцев?
Марк, Лука и Матфей подробно рассказывают, как Спаситель воскресным утром остановился близ Елеонской горы. Это не так далеко от Иерусалима, можно дойти пешком, ослов и мулов обычно использовали для более длительных поездок. Но Христос отправил двух учеников в ближайшее селение. Он сказал, что там апостолы найдут "ослицу привязанную и молодого осла с ней". Иисус поручил им привести животных, а на все вопросы хозяев отвечать, что ослы "надобны Господу".
Так и случилось. И животные стояли на привязи, и хозяева безропотно отдали их. С провидческим даром Христа апостолы сталкивались и раньше. Но теперь, в конце земного пути, Он уже не стремился ограничить число свидетелей Своих чудес. Божественная сила Его благодати была как яркий свет, который бьёт сквозь все щёлки запертой двери. Она проявлялась даже в таких, на первый взгляд маловажных деталях.
Но, в этом маленьком эпизоде нет случайностей. Христос имеет в виду Себя, когда подсказывает ученикам слова для объяснений с хозяевами животных. "Надобен Господу" - наверное, ученикам было радостно вслух и открыто говорить так о Сыне Божием.
Молодого осла подвели к Иисусу, апостолы, покрыли животное своими одеждами, и все стали спускаться с горы к Иерусалиму. Мать-ослица, по-видимому шла впереди, чтобы ослик не пугался большого скопления народа. Скорость процессии немного замедлилась, а фигура Христа стала хорошо заметна всем.
Многочисленную группу учеников догоняли другие богомольцы, шедшие в город. Многие слышали о чуде в Вифании, когда Христос воскресил своего друга Лазаря, и даже были свидетелям этого события. Они узнали Пророка и чудотворца и приветствовали Его - устилали путь своей одеждой, срывали пальмовые ветви, бросали их под ноги процессии или радостно размахивали над головой. Навстречу из Иерусалима стали выходить горожане, чтобы поприветствовать Христа.
Стали раздаваться возгласы: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!". Эти строчки псалма воспевали Мессию, который должен спасти Израиль. А тут люди сами адресовали их Пророку из Назарета. Народ узнал и чествовал Его как Царя и МессИю.
Наверное, мало кто на той дороге знал родословную Христа. Но все были знакомы со строками пророка Захарии о приходе Спасителя: "Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной". И вот пророчество на глазах исполнялось.
Многим хотелось бы видеть Мессию на колеснице или боевом коне, освобождающего страну от владычества римлян. Но он тихо ехал на маленьком ослике навстречу своей смерти. Ехал, чтобы Своим воскресением освободить человечество от рабства греха и даровать людям бессмертие.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение