Образ святого в произведении литературы чаще всего возникает на основе жития или древнего предания. Но у талантливого писателя, хорошо известный, казалось бы, сюжет звучит по-новому.
Здравствуйте! С вами — писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о преподобном Герасиме Иорданском и рассказе Николая Лескова «Лев святого Герасима».
В конце 80-х годов 19 века писатель Николай Семенович Лесков взялся за пересказ книги Пролог — древнерусского сборника сказаний о святых.
Лесков переживает время религиозных исканий: увлекается учением Льва Толстого, изучает жизнь раскольников, развивает идеи некой «народной церковности». Его интересуют сюжеты из жизни первохристиан, жития святых, древние сказания. В них он находит глубокую, чуждую всякой фальши любовь к Богу.
Так появляются знаменитые лесковские «Христианские легенды». Одна из них посвящена старцу-пустыннику 5 века Герасиму Иорданскому, основавшему монастырь на берегу реки Иордан
Этот человек родился в Малой Азии, был очень богат и решил как можно разумнее распорядиться своим богатством, стал советоваться с разными людьми, как ему это лучше сделать...
Н.С. ЛЕСКОВ:
Одни говорили одно, а другие другое, но все это было Герасиму не по мыслям.
Тогда один христианин сказал ему:
— Ты хорошо сделаешь, если поступишь со своим богатством, как советует Иисус Христос: ты отпусти своих рабов на волю, а имущество раздай тем, кто страдает от бедности. Когда ты сделаешь так, ты будешь спокоен.
Герасим послушался — он сделался христианином и раздал все свое богатство бедным...»
Лучшие свои произведения Лесков написал в особой манере, которую теперь называют «лесковским сказом». Следы ее видны и в «Христианских легендах» — в напевности, доверительной, как бы разговорной интонации.
Впрочем, древнее предание о дружбе монаха Герасима со львом само по себе похоже на сказку.
Однажды святой Герасим встретил в Иорданской пустыне раненого льва. Старец не испугался хищного зверя: подошел ко льву, промыл и обвязал его рану. Благодарный лев пошел за старцем и стал жить возле монастыря. Он принимал пищу из рук старца, сопровождал Герасима, когда тот на осле возил из реки воду. Жители окрестных сел очень удивлялись, видя вместе старца, льва и осла, и спрашивали Герасима:
Н.С. ЛЕСКОВ:
— Открой нам, пожалуйста, какою ты силою это делаешь? Верно, ты не простой человек, а необыкновенный, что при тебе происходит Исаево чудо: лев лежит рядом с осликом.
А Герасим отвечал:
— Нет, я самый обыкновенный человек, и даже, признаюсь вам, что я еще очень глуп: я вот с зверями живу, а с людьми совсем жить не умел — все они на меня обиделись, и я ушел из города в пустыню.
Это ответ монаха, которому свойственно смирение и самоумаление. Но мы-то понимаем, что старец Герасим — не обыкновенный, а святой человек.
Когда-то при Сотворении мира все звери и птицы в раю слушались Адама. И если человек становится таким же светлым и свободным от греха, как до грехопадения, животные признают его своим господином. Таких примеров немало в Библии, житиях святых, древних преданиях.
Герасим Иорданский поручил льву охранять ослика. Как-то в сильную жару лев отошел в сторону от поляны и уснул. В это время мимо проходил купец с караваном верблюдов. Подумав, что осел пасется без присмотра, купец прихватил его с собой.
— А где же осел? — спросил святой Герасим, когда лев один вернулся в монастырь.
Лев, конечно, ничего не мог ответить и все стали думать, что хищный зверь все-таки съел осла. Пришлось в тот день старцу самому идти за водой к ручью.
Н.С. ЛЕСКОВ:
...Видит, лев стоит на том самом месте, где всегда становился осел, пока старец укреплял ему на спину мех с водою.
Герасим положил льву на спину мех с водою и сам на него сел и сказал:
— Неси, виноватый.
Лев и понес воду и старца, а три пришельца как увидели, что Герасим едет на льве, еще пуще дивились...
Пришли многие и стали говорить Герасиму:
— Признайся нам: ты или волшебник, или в тебе есть особливая сила, какой нет в других людях?
— Нет, — отвечал Герасим, — я совсем обыкновенный человек, и сила во мне такая же, как у вас у всех. Если вы захотите, вы все можете это сделать.
— А как же этого можно достигнуть?
— Поступайте со всеми добром да ласкою.
Через некоторое время купец, который увел осла, снова отправился с верблюдами в Иерусалим продавать пшеницу. С ними был и монастырский осёл. Возле реки лев случайно повстречался с караваном. Он сразу же узнал своего осла, и бросился к нему с таким радостным рыком, что купец и его спутники в страхе разбежались. А когда лев привел осла в монастырь...
Н.С. ЛЕСКОВ:
Все люди всплеснули руками и закричали:
— Ах, старец Герасим! Твой лев имеет удивительный разум!
— Мой лев имеет плохой разум, — отвечал, улыбаясь, старец, — он мне привел то, что мне вовсе не нужно! На этих верблюдах товары великой цены. Это огонь! Прошу вас, пусть кто-нибудь сядет на моего осла и отведет этих испуганных верблюдов на большой путь. Там, я уверен, теперь сидят их огорченные хозяева...
«Напрасно мы бранили льва, думая, что он съел нашего осла», — сказал преподобный Герасим и дал льву имя «Иордан».
Николай Лесков заканчивает свой рассказ о дружбе святого старца со львом разговором Герасима с владельцем каравана разбойником Амру — важным и поучительным. Амру поражен добротой старца Герасима и говорит...
НИКОЛАЙ ЛЕСКОВ:
— Меня трепещут в городах и в пустыне — я перебил много людей, я отнял много богатств, и вдруг твой удивительный лев сразу умчал весь наш караван.
— Он зверь, и потому отнимает.
— Да, но ты нам все возвратил и прислал еще нам своего осла на придачу... Возьми от меня по крайней мере хоть один шатер и раскинь его, где хочешь, ближе к воде, для твоего покоя.
— Не надо, — отвечал старец.
Богатство, земная слава, комфорт — ничто по сравнению с вечной жизнью, еще раз напоминает в финале Николай Лесков. Земная биография писателя, несмотря на все метания, завершилась по-христиански.
За два года до смерти, уже тяжело больной, Лесков писал: «На дух мой болезнь имела благое влияние — я увидал еще всю черноту и, к ужасу, заметил, как много я занимался опрятностью других людей, вместо того чтобы себя смотреть строже».
Для такого признания нужна особая смелость.
« Нет, не хочу я твоих прохладных шатров, я хочу жить без страха»... На этих словах старца Герасима Николай Лесков в рассказе «Лев святого Герасима» поставил точку.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.