Не так давно мы с мужем путешествовали по Италии. Как оказалось, взять на прокат хорошенькую машинку местного производства и отправиться на ней по соседним городкам - одно удовольствие и проще простого. Никого даже не заинтересовали мои международные права, а точнее их отсутствие. Машину нам подогнал сам хозяин автопроката - неторопливый итальянский старичок. Он же предупредительно привез и путеводитель на русском языке. Все формальности уладились за время, необходимое на то, чтобы выпить чашечку кофе.
Когда машина стояла у подъезда, нам оставалось только открыть карту и выбрать, куда ехать. Правда, вариантов оказалось не так много: замок или замок. Вся северная часть Италии - это в основном рыцарские замки: крепости, башни, оружейные склады и площади для проведения турниров перед ними. Причем, некоторые замки остаются обитаемыми до сих пор. Потомки рыцарей проживают там в нескольких отапливаемых комнатах, а все остальные открывают для посещения зеваками. Даже билеты продают.
Таких замков за день мы видели несколько. Но один запомнился мне больше других. Хозяева потрудились и собрали на окрестных огородах потрясающую коллекцию рыцарских доспехов: амуниции и вооружения. Самое интересное, что кроме шлемов и копий, им удалось найти и предметы средневекового рыцарского быта: музыкальные инструменты, посуду, мебель. И все это страшно любопытно!
Например, мы узнали, что рыцари и даже их дамы спали сидя, потому что лежачий человек похож на мертвого, а это не к добру. “Сидячие” кровати до сих пор стоят в том замке, где мы были. Или что святым покровителем рыцарской кухни почему-то считался святой Антоний Великий - основатель монашества, первый аскет и пустынножитель. Может быть, это потому, что рыцари часто уходили в походы, и военные условия не позволяли им наслаждаться изысканной кулинарией и были приближены к монашеским в бытовом плане? А ещё мы узнали, что внешне парадные легкие доспехи отличаются от тяжелых, боевых, формой носа на ботинках: если длинный и острый - для парадов, а если закругленный короткий - для войны.
Очень советую, если будете в окрестностях Венеции, оторвитесь на денёк от гондол, карнавальных масок и вездесущих японских туристов. Поезжайте загород, посмотрите незаслуженно забытые маленькие провинциальные городочки. Побродите по средневековым улочками, почувствуйте себя рыцарями и прекрасными Дульсинеями. Вам понравится!
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых