В определенный момент каждая молодая мама сталкивается с этим: малышу вовсе не комфортно выбираться из памперса и приучаться ходить на горшок. Как помочь ему в этот момент рассказывает семейный психолог и психотерапевт Екатерина Бурмистрова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях сегодня семейный психолог, детский психолог, семейный психотерапевт, мама десятерых детей, автор и главный редактор портала «Семья растет» - это Екатерина Бурмистрова. Здравствуйте, Катя!
Е.Бурмистрова
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— А еще автор книг, я забыла сказать. Какая последняя книга Ваша вышла?
Е.Бурмистрова
— На данный момент последняя «Семейный тайм-менеджмент», но я думаю ,что к осени выйдет книга еще одна, следующая, «Воспитание от года до пяти».
С.Бакалеева
— Катя, Вы большой специалист в разных детских вопросах, один вопрос, который вроде бы взрослым обсуждать не очень прилично, но среди мам он очень и очень популярен – это горшок, как ребенка приучить к горшку и есть ли какие-то секреты?
Е.Бурмистрова
— Я думаю, что это абсолютно приличный и легальный вопрос, потому что все мы когда-то обучились этому навыку, нет такого человека, который…
С.Бакалеева
— Которого миновал бы этот процесс.
Е.Бурмистрова
— Да, из тех, кто в социуме находится, кого бы миновал этот процесс, это совершенно такая должна быть открытая тема, вокруг нее много тревог. И тревоги мешают родителям, и они подталкивают к тому, чтобы начинать приучать к горшку раньше, чем нужно, и делать это более жестко и интенсивно, не так как полезно ребенку, и основной секрет прост, сейчас я его расскажу. Дело в том, что в нашем головном мозгу существует центр, ответственный за сознательное мочеиспускание, и он, как многие структуры головного мозга, в определенный момент жизни у ребенка созревает, включается, то есть. До этого момента он выключен, не работает. И, секрет в том, что пока этот центр не включился – приучать к горшку бесполезно. Вы можете начать рано, узнать все методики, использовать самый удобный горшок, быть внимательными, но пока не работает центр, ответственный за сознательное мочеиспускание, это не ребенок будет писать на горшок, а вы его будете писать и в материнской среде существует такая фраза «я пописала ребенка», да, то есть, это мама, видит, что ребенку пора, берет его, высаживает, и возможно он писает. Но, это не ребенок сам просится на горшок.
С.Бакалеева
— Ну а как же увидеть и узнать, что этот центр дозрел?
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, обычно, поскольку это происходит совсем не так рано, как думают большинство родителей, это происходит от полутора лет, до где-то там 20 месяцев, даже может быть до 24, от полутора до двух лет он включается, обычно это год и шесть, год и восемь, год и десять, обычно, к этому моменту родители уже довольно активно ребенка приучают. У нас в России еще жива традиция по которой приучали к горшку нас с вами, это попытки приучить ребенка в год к горшку.
С.Бакалеева
— Да, только что хотела сказать, что среди многих, если не сказать большинства бабушек, стандартное мнение, что а вы то уже в год ходили на горшок.
Е.Бурмистрова
— Значит, это результат наличия ясельной системы в Советском союзе и того, что отпуск кончался в год, и того, что не было памперсов и фактически это результат жесткой дрессуры. То есть, фактически, те люди, которые были приучены к горшку в год, они приучались методом высаживания жесткого. То есть ребенок сажался на горшок и держался, пока не пописает. На данный момент времени, вот так, как развивается сейчас психология развития, считается, что это травматично для ребенка и главное, не полезно. Потому что все равно в определенный момент центр созревает и ребенок начинает делать это легко и сам. И при нашем развитии уровня бытовой техники, при возможности использовать памперсы, при возможности, не выходить на работу, не отдавать ребенка в ясли в год, это перестало быть социальной необходимостью – высаживание в год. Никто и не приучается, но со стороны бабушек может идти довольно сильное давление, потому что есть ожидание, что будет так же, как было, когда растили детей они.
С.Бакалеева
— Значит ли это, что до полутора лет эту тему не стоит поднимать и делать ничего не нужно?
Е.Бурмистрова
— Совсем нет, я говорю, что увидеть можно легко, потому что люди много чего делали. Не нужно ожидать, что ребенок будет писать. Делать все можно, но нельзя надеяться, что это будет прямо сейчас. Значит, что именно стоит делать, чтобы ребенок приучился к горшку быстро, безболезненно, когда он будет к этому готов, то есть, когда созреет центр. Значит, во-первых, нужно, начиная примерно с года, с того момента, как малыш пошел – снимать памперсы, желательно на все время бодрствования. Значит, дело в том, что для того, чтобы еще освоить горшок нужна простая причинно-следственная цепочка, которая возникнет в голове у ребенка. Пописал – мокро. Значит, ребенок, который живет в памперсе…
С.Бакалеева
— Да, в памперсе это невозможно.
Е.Бурмистрова
— В памперсе, пописал – тепло. Никакого дискомфорта и сохраняя памперсы на время сна, время прогулок, время посещения гостей, или занятий, чтобы было удобно, на время бодрствования, мне кажется, памперсы очень важно снимать, чтобы за 2-3-4 месяца выстроилась эта причинно-следственная связь. Она не быстро выстраивается, у годовалого ребенка все не быстро, у него довольно ригидная нервная система. Значит, вот вы одеваете, снимаете памперс, одеваете штанишки, которые просто снимать. Не с какими-то там сложными застежками, молниями, это должны быть шортики на резинке, комфортные, не давящие, ну и собственно выписывать в эти штаны, их нужно штук 20-25, в зависимости, от того, какая возможность сушить, вы спокойно писаете в штаны. У мальчиков более видно, когда они хотят писать и можно предлагать им высадку. У девочек это не видно и можно использовать способ раз в два часа высаживать, собственно то, то делали в яслях. Но, еще один секрет, если возникло сопротивление, не надо его преодолевать, а обычно оно возникает в районе 14-16 месяцев, даже тот ребенок, который до этого момента кротко сидел на горшке, иногда даже попадал в него, писал, в этом периоде должен сопротивляться, потому что наступает новая эпоха развития, ребенок формирует собственное мнение. Если тут передавливать, то это будет, возможно, не полезно для его личности. И мне кажется, что вот эта система, по которой воспитывали многих из нас и наших мам еще, она связана с передавливанием, и с воспитанием очень большой послушности в том, в чем слушаться не надо. Тут понимаете, ребенку нужна не послушность, а умение слушать собственное тело и соответственно, вот вы писаете, предлагаете, ребенок сопротивляется – вы не высаживаете, но вы включаете малыша, это еще один шаг, в устранение последствий писанья. Малыш написал, последствием для него должны служить не мамины отрицательные эмоции -ай-ай-ай, что это такое, опять надул. Написал, на, неси штанишки в ванну, на тебе тряпочку – вытирай, пойдем за сухими штанами. Значит, а вот горшочек. Ребенок к полутора годам очень хорошо обычно знает историю – писать надо на горшок. Он сам сидит и говорит: «Пись-пись горшок», он высаживает игрушки на горшок, он там может провести некоторое время, потом встает и дует в штаны. Соответственно, это не назло, это то, что мама воспринимает, как он сделал это специально, он сделал это назло мне. Вот это поведение только что описанное, когда ребенок говорит: «Горшок пись-пись», «Пись-пись а-а», - встает и писает, говорит о том, что он не чувствует, когда он хочет писать, центр не включился. Для него это точно так же происходит, как для нас с вами происходит дождь за окном.
С.Бакалеева
— Может быть не нужно тогда этот самый заветный горшок доставать до этого момента?
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, мне кажется, все-таки нужно, потому что, во-первых, у детей режимных, у детей ритмичных, методом подлавливания, можно подлавливать какание, какание гораздо более регулярный процесс и большинство людей, склонны какать в определенное время суток, я извиняюсь за такие подробности, значит, и это можно подловить. Потом, иногда, все-таки, если ребенок не очень упрямый и не очень энергичный, можно удерживать на горшке, и собственно, нам очень важно, ближе к полутора годам дождаться прецедента того, что ребенок в горшок все-таки один раз попал и вот тогда – это поощрить. В приучении к горшку совершенно волшебным образом работает метод поощрения. Если вы только дождались этого момента специально, или случайно, и вы сделали из этого историю, из этого успеха вы сделали большую историю, вы захлопали в ладошки, понесли папе показывать горшок, дали малышу изюминку, вы дали ему почву соображать, что же от него хотели. И вот с этого первого момента, когда малыш попал, когда у него получилось, можно начинать уже такое пристраивание, да, к этому успехов следующих.
С.Бакалеева
— Вы сейчас описывали сценку и упомянули, что малыш играет в этот горшок, можно ли позволять?
Е.Бурмистрова
— На голову, например, надевает.
С.Бакалеева
— Можно ли это допускать?
Е.Бурмистрова
— Вы понимаете как, многому нельзя препятствовать. Лучше не позволять, но как, ребенок все равно будет играть, он его пытается включить в жизнь, там как-то живет с этим горшком.
С.Бакалеева
— Может быть, убрать его и доставать только в определенные моменты?
Е.Бурмистрова
— Тогда не получится приучить. Понимаете, горшок должен жить в определенном удобном месте квартиры, потому что, желательно, чтобы это все-таки было не рядом с унитазом, где все-таки могут сохраняться следы таких неприятных запахов, дело в том, что малыши очень чувствительны к запахам и лучше, если горшок будет жить в ванной, или рядом с детской кроваткой, его не надо оттуда уносить. И это может быть таким естественным ограничением активности ребенка по игре с горшком, то есть, играть в меру, не унося горшок из основного места его обитания. Очень аплодировать успехам, на неуспехи реагировать как можно более спокойно. И в принципе, иметь в голове такое ожидание, что где-то к двум годам, ребенок должен основное время попадать в горшок. Но даже чуть позже, чем два года, ребенок может заигрываться, забываться и не попадать в горшок. Значит, и это касается писаний в период бодрствования, на то, как ребенок ведет себя в этом плане в ночное время, совсем другие законы распространяются. То есть, мы можем ждать, что ребенок к двум годам станет знать заранее, когда он хочет писать и успевать исполнять эту сложную пошаговую цепочку, смотрите, там четыре шага – понять, что хочешь писать, прибежать к тому месту, где живет горшок, успеть снять штаны, и пописать собственно. Мне кажется, четырехшаговые цепочки вообще сложны для ребенка и если ребенок продвинулся хотя бы на один-два шага, он уже встал и пошел, или он дошел, но штаны не снял…
С.Бакалеева
— Но, скажем, он осознал и позвал кого-то на помощь?
Е.Бурмистрова
— Да, это уже успех и его нужно отмечать, совсем не ожидая, что ребенок сразу все четыре шага освоит. И собственно, это умение пописать – это умение, почувствовав этот импульс, закрыть воротца, сдержать импульс на какое-то время. Это очень сложный системный процесс, он растет вместе с малышом, он растет, собственно, с возможностью сдержать себя вообще, да, не сделать сразу то, что хочется сделать. Это моменты личностного созревания, тут тоже есть, и нужно поощрять, даже если малыш просто позвал, или просто чуть-чуть потерпел, или не дотерпел, или попытался, но, скажем, намочил штаны, или пописал мимо, очень часто такая очень резкая, очень эмоциональная материнская реакция, не подчеркивающая успех частичный, а подчеркивающая частичный неуспех, мешает ребенку к горшку приучиться. И тут, конечно, очень важно, чтобы было много положительных эмоций и было меньше вот такого заставления ребенка – сиди, пока не пописаешь. Это не в стиле нынешней жизни и это может травмировать личность ребенка. И вот эта вот коробочка с изюминками за писанье, она может очень помочь. Только важно, чтобы вы эти изюминки не доставали по любому поводу, чтобы это была специальная, только за полный горшочек. И, соответственно, те взрослые, которые с ребенком, проводят время во время приучения к горшку.
С.Бакалеева
— То есть, бабушки, папы, няни?
Е.Бурмистрова
— Да, бабушки, папы, да, должны какой-то единой желательно концепции придерживаться и тут хорошо бы достичь договоренности, чтобы не вели себя все по-разному. Потому что, если будут разные стили приучения к горшку одновременно присутствовать, малышу будет сложнее научиться с собой справляться.
С.Бакалеева
— А в выборе горшка есть ли какие-то секреты?
Е.Бурмистрова
— В принципе есть, горшок должен быть удобный, устойчивый
С.Бакалеева
— А как это узнать?
Е.Бурмистрова
— Не очень большой, не очень маленький. В целом, либо нужно смотреть по знакомым, мне лично очень нравятся горшки фирмы Mother Care у них вынимается эта чаша, часть для писания, а сам горшок представляет из себя стульчик. И его удобно выливать, даже может ребенок подросший выливать, классический горшок не может вылить ребенок, он обязательно обольется, или обольет все вокруг. И конечно же, очень важно выбирать сезон, в нашем климате очень важно выбирать сезон при приучении к горшку, лучше это делать в теплый сезон, потому что для малыша очень важно и пойдя на прогулку тоже получить опыт, когда он не сдержался и это не памперс, а это мокрые штаны. И часто именно этот опыт является таким ключевым для того, чтобы малыш научился терпеть и попадать все-таки в горшок.
С.Бакалеева
— То есть, если на лето попадает возраст чуть старше, или чуть младше, указанного Вами, то все равно стоит воспользоваться этим сезоном?
Е.Бурмистрова
— Тут чуть младше – с оговоркой, можно попробовать, но не упираться, а если, скажем 1,5 года приходится на март и нужно подождать еще пару месяцев, то я бы рекомендовала лучше подождать и начать в более удобный сезон. Ну и в целом такое благополучное приучение к горшку происходит будто бы само собой, никто не помнит, как именно и когда это произошло. Вот это признак того, что произошло все хорошо. А если были бои, слезы, истерики, ругань, значит, что-то делалось не так. Ваше дело создать почву для готовности подхватить этот созревший навык работы центра сознательного мочеиспускания, да, то есть создать условия и ребенок сам всему научится. И очень важно, еще последний секрет, позвать в гости малыша похожего возраста, который уже умеет пользоваться горшком, еще не взрослым унитазом, а горшком – это так называемый метод авторитета, потому что ни мама, ни папа не может показать ребенку, как пользоваться именно горшком, а тут вот авторитет может очень помочь деткам, особенно деткам социальным.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Екатерина! Мы говорили о таком деликатном и в то же время необходимом деле, как приучение малыша к горшку. Спасибо большое! Всего хорошего!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе