В древней книге «Лавсаик», написанной епископом Еленопольским Палладием, рассказывается о преподобном Серапионе Синдоните, который, как пишет Палладий, «по своей нестяжательности и ревности к слову Божию не мог оставаться в келии, но с любовию проводил жизнь апостольскую».
Серапион жил в пятом веке и был родом египтянин. Синдонитом его прозвали из-за того, что он всю жизнь носил только простую льняную одежду, называвшуюся синдоном. Он провёл удивительную жизнь, проповедуя Христа.
В одном городе преподобный Серапион продал себя в рабство комедиантам. Вырученные деньги он сохранил и вернул своим покупателям позднее, когда они отпустили его на свободу.
Серапион жил у комедиантов очень скромно, добросовестно выполнял свои обязанности, питался же хлебом и водой. При этом Серапион постоянно говорил о Боге. В результате комедиант-отец, его жена и всё семейство уверовали во Христа и приняли крещение. Они сказали Серапиону: «Теперь, брат, мы отпустим тебя на волю, потому что ты сам освободил нас от постыдного рабства греху».
Преподобный ответил им: «я ради вашего спасения продался вам, чтобы вы освободились от великих грехов. И теперь я радуюсь, что Бог совершил это. Я оставляю вас и пойду помогать другим».
Продажа себя в рабство оказалась уникальной и успешной миссионерской идеей. Отправившись в Грецию, преподобный Серапион вновь продал себя в рабство — на этот раз еретику-манихею. Он безукоризненно трудился и был очень добр к своему хозяину. Два года понадобилось преподобному, чтобы обратить манихея и его семью. Подумайте только: два года скромнейшей, уничижённой жизни, добровольная несвобода — и всё ради того, чтобы привести людей ко Христу-Спасителю! Новообращённые, как повествуется в «Лавсаике», полюбили Серапиона «не как раба, но более, чем родного брата и отца; содержали его в великой чести и вместе с ним прославляли Бога».
Преподобный Серапион не заботился о том, чтобы разбогатеть. Так, деньги, за которые он продавал себя в рабство, он хранил, а затем отдавал своим хозяевам, прося их раздать деньги бедным.
Свой плащ преподобный Серапион отдал нищему, сам оставшись почти нагим. А единственную свою ценность — рукописное Евангелие — святой в конце концов продал, раздав деньги нуждающимся.
На свободе зачастую святой не имел даже малой суммы, чтобы купить еду. Ему приходилось голодать по несколько дней, так что однажды в Афинах преподобный пошутил: «я впал в руки трёх заёмщиков: сребролюбия, похоти плоти и чревоугодия. От двух я освободился — от сребролюбия и похоти. Но от чревоугодия я никак не могу освободиться. Вот теперь уже четвёртый день остаюсь без пищи, и жестокий заёмщик — желудок непрестанно мучит меня, требуя обычного долга».
Святой Серапион совершенно исполнил наставление, данное Христом апостолам: «ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды». Именно в этом задача миссионера и всякого христианина: словом и делом явить окружающим людям Христа.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение