В начале 20-ого века многие люди отказались от церкви и веры. Но были и такие, кто, зная о грядущих гонениях, продолжали нести тяжёлый крест служения Богу. К числу таких людей относятся Серафим Вырицкий, его жена Ольга и их внучка Маргарита.
Отец Серафим, в миру Василий Муравьёв, был родом из Ярославской губернии. В 10 лет он уехал из родного дома в Петербург на заработки. Мальчик трудился в магазине, а в свободное время не выходил из храмов. Тогда-то он и решил стать монахом, но до осуществления этой мечты было ещё далеко. Дело в том, что духовный отец Василия – старец Варнава – наказал Муравьёву подождать с монашеством, а пока завести своё дело и жениться. Василий оказался способным к коммерции и в 26 лет открыл контору по продаже пушнины. Он женился на красивой, образованной девушке Ольге Найдёновой, у супругов родился сын Николай. Ольга – глубоко верующий человек, так же как муж с юности мечтала стать монахиней.
Муравьёвы скоро стали состоятельными людьми, но образ жизни вели скромный. Василий отдавал часть своих заработков храмам и больницам. Рабочий день его магазина начинался и заканчивался молитвой. А в дни главных церковных праздников Василий и вовсе закрывал торговлю. Муравьёв был очень добрым человеком. Находились люди, которые пытались его обмануть, надавив на жалость. А строгая Ольга лжи не выносила. Василий не сердился на обманщиков. Зато Ольга могла отказать лгунам от дома. Но, несмотря на разность характеров, Муравьёвы нежно любили друг друга все тридцать лет совместной жизни.
Мечта супругов целиком посвятить себя Богу исполнилась после революции. Они приняли монашеский постриг. Василий стал схимником Серафимом в Александро-Невской лавре, впоследствии он принял и священный сан, а Ольга стала монахиней Серафимой в Воскресенском Новодевичьем монастыре. С собой она взяла внучку Маргариту. Бабушка воспитывала её в строгости. А дедушка на внучку, когда она приезжала к нему погостить, воздействовал только лаской.
И не только на внучку. Люди шли к нему как к советчику и доброму утешителю. Однажды отец Серафим двое суток подряд принимал исповедников. Дело было зимой. Храм не отапливался, стены покрылись инеем. Но отец Серафим ни разу не прервался даже на обед. После 60-ти лет у него стало слабеть здоровье. Врачи рекомендовали уехать из Ленинграда. В посёлок Вырица вместе с отцом Серафимом перебрались матушка Серафима и Маргарита. И сразу же туда потянулись духовные дети отца Серафима. Всех он принимал с любовью. Люди уходили от него, окрылёнными, получив совет и надежду.
В годы репрессий отец Серафим, на удивление многих, уцелел. Хотя попытка арестовать его была. Но деда защитила внучка. Маргарита заявила чекистам, что не отдаст больного дедушку – он не вынесет дороги. Вызвали доктора. Он сказал, что трогать старца, значит, убить его. Но сам отец Серафим решил поговорить с главным из пришедших чекистов. После беседы тот заметил: «Если бы все священники были похожи на Вас, мы бы поверили в Бога». И ещё один случай, когда Маргарита спасла деда. Это случилось во время Великой Отечественной войны. В дом пришли немцы. Маргарита, зная немецкий язык, сказала непрошеным гостям всего одно слово: «Вон!» и они ушли, никого не тронув.
В годы войны Вырицкий храм был единственным действующим во фронтовой полосе. Немецкие солдаты приходили к отцу Серафиму и, зная о его даре предвидения, расспрашивали о своём будущем. В частности, о том, когда же они войдут Ленинград. «Ленинград вы никогда не возьмёте», - отвечал отец Серафим.
В 1945 году ушла из жизни матушка Серафима. Пойти на её похороны старец не мог - отказали ноги, но видел церемонию из окна. Заплакав, он прошептал: "Там, моя дорогая, незабвенная матушка, будем вместе". Спустя четыре года отец Серафим скончался. Все последние дни Маргарита не отходила от деда. Он умер, но остался его завет, которому внучка следовала всю жизнь: «Не забывай Бога, и Он тебя никогда не оставит!». До конца своих дней Маргарита Николаевна дарила людям добро. Помогала знакомым и незнакомым. Это была искренняя потребность её души. И лучший способ для внучки отблагодарить своих любимых деда и бабушку - Серафима Вырицкого и матушку Серафиму.
Испанская икона Божией Матери в Суздале
Испанский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Панахранта, что переводится с греческого языка как Всемилостивая. Богоматерь изображена восседающей на престоле. Она царствует во Вселенной, подавая милость всем, кто на Неё уповает. Икона прославилась в восьмом веке. Помолившись перед ней, испанцы победили арабов в битве при деревне Ковадонга на севере Пиренейского полуострова. Так было положено начало реконкисты — возвращения христианами земель, которые захватили мусульмане.
Первообраз Испанской иконы не сохранился, но его многочисленные списки распространились далеко за пределы Пиринеев. Они появились в Византии, а затем и в России. Одна из копий была выполнена в Суздале в конце семнадцатого века. У неё есть одно существенное отличие от оригинала. У ног Царицы Небесной изображён коленопреклонённый человек в простой одежде. Персонаж держит в руках башмачок Пречистой Девы.
Сюжет иконы разъясняется в тексте, который помещён на полях, в фигурной рамке в левом нижнем углу. Там описано одно из чудес, явленных Богородицей от Испанской иконы. По преданию, оно произошло в те времена, когда образ хранился в храме в деревне Ковадонга. В церковь зашёл нищий. Он опустился на колени перед образом Небесной Заступницы и со слезами рассказал Ей о своей горькой участи. И Божия Матерь откликнулась. Она сбросила на руки страждущему свой золотой башмачок.
Бедняк поспешил на ярмарку, чтобы продать подарок Царицы Небесной и купить себе еду. А торговцы решили, что он украл драгоценность! Нищего арестовали и приговорили к казни. Перед смертью несчастный попросил разрешения в последний раз помолиться в церкви у Испанской иконы. Ему позволили. И как только он вознёс молитвы, Божия Матерь сбросила с ноги свой второй башмачок. Так люди убедились, что нищий ни в чём не виноват!
Русские иконописцы отобразили это предание на Испанской иконе Богородицы в 1686 году по заказу Суздальского митрополита Илариона. Образ поместили в Покровском соборе одноимённого монастыря в Суздале. Святыня украшала иконостас слева от Царских врат. После революции 1917 года Испанская икона стала экспонатом музея-заповедника. Сегодня она хранится в Крестовой палате Архиерейского дома, на территории Суздальского кремля.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Знамение в Софийском соборе Великого Новгорода
Двенадцатый век в истории России был омрачён чередой междоусобных противостояний. В 1170 году к стенам Великого Новгорода подступили объединённые войска владимирского, смоленского, рязанского и полоцкого князей. Командовал мощной армией суздальский княжич Мстислав, сын Андрея Боголюбского. Силы были неравными, и новгородцам оставалось уповать на помощь Божию. Все храмы в городе были открыты, и молитвенное пение в них смешивалось с народным плачем.
В третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн повелел вынести из церкви Преображения икону Богородицы. Это был образ, написанный в древней иконографической традиции Оранта, что означает Молящаяся. Пречистая Дева представлена на нём с молитвенно воздетыми руками. Сын Божий изображён у Неё на груди на фоне сияющей сферы. В левой руке Он держит свиток, символизирующий Благую весть, а правой благословляет верующих.
По указанию владыки Иоанна новгородцы укрепили икону Божией Матери на крепостной стене. Одна из вражеских стрел вонзилась в лик Царицы Небесной, и из Её глаз потекли слёзы. В это время нападавшие словно лишились разума — они обратились в бегство.
Так открылось участие Царицы Небесной в жизни тех, кто с надеждой и упованием обращается к Ней за помощью. В память о чуде архиепископ Иоанн установил праздник Знамения Божией Матери. Икону Богородицы, источавшую слёзы на крепостной стене Новгорода, так и стали называть — Знамение. В середине четырнадцатого века в честь неё в городе освятили церковь. В конце семнадцатого столетия этот храм обветшал, и на его месте возвели Знаменский собор. Туда приезжали паломники со всей Руси, чтобы почтить образ Небесной Заступницы.
После революции 1917 года древняя икона Знамение оставалась в новгородском соборе, ей посвящённом. Вот только богослужений там уже не совершалось. Храм стал музеем. В этом статусе он пребывает и сейчас.
А чудотворную реликвию вернули Православной церкви в 1991 году. Сегодня помолиться перед ней можно в новгородском соборе Святой Софии.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Иерей Сергий Мечёв, прославленный Церковью в чине священномученика, родился в 1892 году в семье известного священника Алексия Мечёва. Сергей окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. Вскоре перешёл учиться на историко-филологический факультет. По окончанииучебного заведения в годы Первой мировой войны добровольно ушёл на фронт. Работал в одном из санитарных поездов братом милосердия. Позже, приняв сан священника, отец Сергий скажет своей пастве такие слова, которыми можно в полной мере объяснить его уход добровольцем на войну:
«Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство».
Все выпуски программы Слова Святых