Моисей Мурин жил в 4 веке в Египте. Он слыл разбойником и пьяницей. Шайка бандитов, которую Моисей возглавлял, наводила ужас на всю округу. “Он чёрен лицом, так как эфиоп, - говорили о нём, - и чёрен душой, так как не знает милосердия”. Не было такой страсти, которой он мог бы отказать - злоба, похоть, жадность обуревали Моисея.
Но однажды он вдруг увидел, что, почитая себя свободным, крутится как раб, угождая страстям. Был у него близкий товарищ, некогда спасший Моисею жизнь. Во время приступа бешеной ярости разбойник так ударил друга, что тот умер на месте. Впервые убийца ужаснулся от того, что совершил, и от того, что совершил это как бы против своей воли - в помрачении ума. Обливаясь слезами, Моисей пошел в ближайший монастырь, чтобы спросить у монахов, как жить ему дальше, как искупить грехи и освободиться от страстей.
Настоятель монастыря – игумен Исидор, увидев, что чернокожий разбойник направляется к монастырю, испугался и приказал запереть ворота. Но Моисей, упав на колени у монастырской ограды, стал стенать, оплакивая свои грехи и умоляя впустить его в обитель. Так разбойник стал иноком.
Новоначальному монаху поручали самые тяжёлые и грязные работы, и он смиренно выполнял их. Многие с опаской относились к брату-эфиопу, опасаясь, как бы былые страсти не взыграли в нём. Но вскоре Моисей доказал всем, что решительно встал на путь исправления. На его келью напали разбойники. Силач-эфиоп одолел их, и мог бы убить, но он только связал нападавших и привёл к игумену, спрашивая, как дальше поступить со злодеями. Игумен же посоветовал Моисею помиловать бандитов и отпустить. Моисей тотчас исполнил благословение. Разбойники, узнав своего бывшего предводителя, были потрясены той переменой, которая с ним произошла, и изменились сами – приняли монашество.
И всё же былая жизнь отпускала Моисея с трудом. Ночи напролёт инока, желающего чистоты, терзали блудные видения. Он приходил за советом к авве Исидору.
МОИСЕЙ:
Авва, так нападают на меня видения плотских грехов, что боюсь, как бы мне не нарушить обетов монашеских. Или вовсе я был недостоин их принимать?!
ИСИДОР:
Не печалься, брат! Столько лет ты цеплял колючки на свои одежды, и хочешь от них избавиться за один день? Тебе предстоит труд, и нелёгкий. Но Сам Господь будет тебе помощником, если ты проявишь усердие.
МОИСЕЙ:
Что же мне делать?
ИСИДОР:
Никогда не наедайся досыта и усердно работай до усталости. А по ночам вставай на колени и твори молитвы. Когда же покажется тебе, что искушение невыносимо, громко призывай имя Господа со слезами, и не переставай, пока видения не отстанут.
МОИСЕЙ:
Кажется мне, что этим мучениям не будет конца.
ИСИДОР:
Когда на рынке торгуют мясом, рядом всегда крутятся псы, ожидая костей. Но когда рынок закрывается, псы, немного подождав, разбегаются, чтобы искать себе пищу в другом месте. Потерпи немного, не корми псов, и почувствуешь покой.
Спустя время к строгому посту и ночным молитвам Моисей прибавил новый подвиг – он стал по ночам обходить кельи монахов и приносить им воду из колодца. Особенно он старался для братьев, живших далеко от воды. Для измученного дневными трудами подвижника это было нелегко. Однажды, нагибаясь над колодцем, он так ударился головой, что потерял сознание. Только утром монахи нашли своего благодетеля. Целый год Моисей лежал парализованным. А когда исцелился, блудная страсть оставила его навсегда. Но Моисей продолжал считать себя последним из монахов. Однажды в монастырь прибыл епископ, желая испытать бывшего разбойника. Он с позором выгнал Моисея из алтаря. Иноки позже сказали владыке, что выходя из храма, Моисей нисколько не роптал, а говорил сам о себе, что и человеком называться не достоин. Слава о великом подвижнике распространилась по всему Египту. Многие стремились побеседовать с ним, но Моисей, почитая себя недостойным, уклонился от таких встреч.
Когда же преподобному исполнилось 75 лет, он узнал, что на монастырь готовится нападение разбойников.
МОИСЕЙ:
Братья, завтра ночью на обитель нападут варвары, они убьют нас и ограбят монастырь. Спасайтесь все в пустыне!
МОНАХ:
А ты, отец?
МОИСЕЙ:
Долго я ждал, когда исполнятся на мне слова Господа: взявший в руки меч от меча и погибнет. Омывал я слезами мои грехи, а теперь пришло время омыть их кровью.
Все монахи, кроме семерых, ушли в пустыню. А ночью они видели, как над обителью поднялись семь золотых венцов – это покаявшийся разбойник Моисей с братьями приняли мученическую кончину.
Чувство полёта в картине Константина Юона «Купола и ласточки»
Константин Юон очень любил Сергиев Посад и часто изображал его в своих работах.
Картину «Купола и ласточки» он написал в 1921 году, когда Православие было объявлено вне закона. Пейзаж напоминает нам, что только с Богом наша жизнь имеет смысл.
— Картина «Купола и ласточки» Константина Юона дарит ощущение полёта. Кажется, что потолок Третьяковской галереи сейчас распахнётся, и ты взмоешь туда, где только птицы купаются в синем небе. Правда, Маргарита Константиновна?
— Да, Наташа, похоже. Такого эффекта художник добился за счёт оригинального ракурса. Мы видим церковные купола так близко, как будто парим вокруг них вместе с ласточками. И зелёные крыши домов остались далеко внизу.
— Интересно, как художнику удалось написать храм с такого труднодоступного ракурса?
— Он работал на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Это вид на Успенский собор, расположенный в нескольких метрах. С этой точки Юон писал один единственный раз. «Купола и ласточки» выбиваются из ряда его картин, посвящённых Сергиеву Посаду.
— Юон часто изображал этот город в своих работах?
— На протяжении всей своей жизни. Художник очень любил Сергиев Посад, называл его сказочно прекрасным. В своем дневнике рассказывал, как был потрясён, когда приехал туда в первый раз. Панорама, которая открылась перед художником, оказалась такой выразительной, что в большинстве своих работ он изображал город со стороны вокзала. Воссоздавал своё первое впечатление, хотел показать, каким Посад открывается путешественнику.
— Один и тот же вид рисовал?
— На всех работах Константина Юона, посвящённых Сергиеву Посаду, узнаваем самобытный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Но при этом каждая картина уникальна. Живописец стремился остановить мгновение в его неповторимости. Он рисовал людей на улицах, показывал стремительно текущую жизнь с её хлопотами и одновременно — растворённые в этом потоке приметы вечности.
— Приметы вечности?
— Всё то, что напоминает человеку о Боге — небо, солнечный свет, церкви, увенчанные золотыми крестами.
— Картина «Купола и ласточки» вся состоит из таких примет. На ней нет людей, только небо, церковные маковки и птицы.
— И это неспроста. «Купола и ласточки» Константин Юон написал в 1921 году, вскоре после того, как в Троице-Сергиевой лавре прекратились богослужения. Православие было объявлено вне закона. И художник в своей картине дал понять, что не согласен с этим.
— Поясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как он это дал понять?
— Посмотри, Наташа. Полотно поделено на две части по горизонтали: внизу — город, над ним — чистый голубой небосвод. А на переднем плане — церковные купола. Четыре ослепительно белых, со звёздами, и центральный, сияющий золотом. Они стоят на крепких барабанах и тянутся ввысь ажурными тонкими крестами. Словно соединяют воедино два измерения: землю и небо, короткое человеческое бытие и пространство Бога. Так художник показал, что только с верой, только в Церкви жизнь обретает смысл.
— Хотела бы я побывать в Троице-Сергиевой лавре, подняться на колокольню, посмотреть, что изменилось с тех пор, как Юон написал свою картину.
— Кое-что изменилось. Купола Успенского собора, например, теперь не белые, а синие — они поменяли цвет во время очередной реставрации в середине двадцатого века. Но главное осталось неизменным. Старинный монастырь по-прежнему даёт возможность подняться над суетой. Дарит душе чувство полёта, которое образно показал Константин Юон в своей картине «Купола и ласточки», одном из ярких шедевров Третьяковской галереи.
Мощь веры во Христа в красках Василия Сурикова
С Богом мы всегда побеждаем, что бы ни случилось!
Художнику Василию Сурикову в своей картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста» удалось показать силу и мощь веры во Христа.
— Добрый день! Покажите, пожалуйста, поближе репродукцию картины Василия Сурикова. Это типографская работа?
— Печать на холсте. Но в нашем салоне художник может выполнить копию маслом. Работу, которую вы попросили показать, часто заказывают, хотя она сложная по сюжету. Я даже её название никак запомнить не могу, столько в нём незнакомых имён.
— Да, название непростое. Полностью оно звучит так: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». В этих словах кратко описано событие из библейской книги Деяний святых апостолов.
— А что это за событие? Хотелось бы узнать о нём подробнее.
— Пожалуйста, я могу рассказать. Главный герой картины Василия Сурикова — апостол Павел, находится под арестом по обвинению иудеев. Вот он, справа, в сером хитоне из грубой ткани, что-то говорит судьям, протянув руку вперед.
— А в чём его обвиняли?
— Иудеи считали, что проповеди апостола настраивают еврейский народ против его религиозного закона. Они поклялись убить Павла и непременно сделали бы это. Но он был гражданином Рима, и судить его мог только представитель римского императора в Иудее. Эту миссию выполнял упомянутый в названии картины проконсул Фест. Он держал Павла под стражей. Заключение не только лишало апостола свободы, но и спасало от мести иудеев.
— А где на картине проконсул Фест?
— В центре полотна, лицом к зрителю, в красно-белых одеждах, с золотой цепью на шее — символом римской власти.
— Как настороженно прислушивается Фест к словам Павла.
— Фест был язычником. Всё, что говорил апостол, звучало для него более чем странно. По речам Павла проконсул понимал, что перед ним человек умный и образованный, но не мог принять его слова о Воскресении Христа. Наверное, именно с таким выражением лица, как на картине Василия Сурикова, Фест сказал проповеднику: «Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до безумия!».
— А кто на полотне изображён на троне, с золотой диадемой на голове?
— Иудейский царь Агриппа. Он правил вместе со своей сестрой Вереникой, которую мы видим сидящей по левую руку от Феста.
— Красавица Вереника явно скучает. Видимо, ей не интересны богословские споры. А вот Агриппа настолько внимательно слушает Павла, что весь подался вперед.
— Агриппа воспринял разговор с апостолом, как словесный поединок. Фест пригласил царя на суд как эксперта. Сам проконсул считал христианство разновидностью иудейской веры, в которой тоже не разбирался. А еврейский монарх был знатоком библейских книг. И Василий Суриков показал, что в первую очередь к Агриппе Павел обращает свою речь. Фигуры иудейского монарха и христианского апостола — ключевые на этой картине.
— И как протекал их спор?
— Павел говорил настолько последовательно, убедительно и логично, что царю нечего было возразить. Он мог опровергать слова подсудимого, но не пророков, которых тот цитировал. А древние праведники свидетельствовали о Спасителе мира, которому надлежит быть Распятым и Воскреснуть. В ответ на пламенную проповедь апостола Агриппа лишь обронил иронично: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином»
— То есть, победа была за Павлом?
— Победил Спаситель, и не в споре, а в противостоянии злу. А Павел причастен к Его Победе, и тем силён. Василий Суриков сумел показать эту мощь в картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». Босой, в простой одежде, стоит христианин перед судьями. Но несомненная вера во Христа читается в его взгляде и жестах и преображает облик в образ победителя.
— Потрясающая картина! Я столько раз держала в руках её копию, а так бы хотелось увидеть оригинал!
— Думаю, это не составит особого труда! Полотно Василия Сурикова хранится в Третьяковской галерее.
Когда за дело берётся Господь. Яна Юревич
Часто бывает так: делает что-то человек, усердно делает, из сил выбивается, а результата нет. И требуется какой-то нечеловеческий рывок. Тогда за дело берётся Господь.
Несколько лет назад, в один из выходных дней февраля решили мы семьей куда-нибудь съездить. Жили мы тогда в Подмосковье и была у нас пара любимых мест. Одно из них мы коротко называли «Кладбище». В том месте и правда было кладбище, на его территории стоял красивый старинный храм, всё это располагалось на холме. Если же объехать кладбище и встать за ним, то с этого холма открывался восхитительный вид.
И мы решили провести вечер, любуясь этим видом. По дороге купили пиццу. Доехали до места, съели пиццу, пообщались, собрались ехать домой. А так как мы свернули с нашей дороги в сторону, нужно было развернуться. Сделать это можно было немного съехав с наезженного покрытия, ведущего вниз с холма. Летом в этом не было бы совершенно никакой проблемы. Но вот зимой... Дорога, ведущая вниз была покрыта даже не снегом. Она была покрыта практически голым льдом. И машина, под собственным весом, начала сползать вниз. Колеса прокручивались, им просто не за что было зацепиться. Машина спускалась все ниже и ниже. А внизу — тупик и все заметено снегом. От меня помощи никакой — я на пятом месяце беременности младшим сыном, старшему сыну — полтора года, тоже ничем не поможет, хорошо еще, что просто спал в машине, не плакал. Вокруг были дома, на холме и вокруг него располагалась небольшая деревенька, но все равно было безлюдно. Тем временем начало темнеть. Ситуация складывалась с одной стороны комичная, но с другой — довольно тревожная.
Вдруг внизу откуда-то появились люди. Увидели нас, начали помогать, толкать нашу машину наверх, подкладывать какие-то ветки под колеса, но ничего не помогало — машина была слишком тяжелой и продолжала спускаться все ниже и ниже.
Чуть погодя ровно на то место, где мы стояли вначале, приехал большой джип. Водитель джипа так же увидел нас, предложил прицепить трос к его машине и попробовать вытянуть нашу наверх. Так и сделали, но мощности джипа не хватило, и он сам чуть не присоединился к нам на ледяном склоне. Хорошо еще, водитель джипа вовремя заметил, что еще немного и тоже поползет по льду вниз, и остановился.
Что делать? Только молиться. Так и поступили. В той ситуации мы уже испробовали все. Наших сил явно не хватало. О чем мы и сказали Богу в молитве. И что же?
Буквально через несколько минут, неизвестно откуда приехал трактор. И совершил тот самый рывок, который был необходим, в два счета вытянув нашу тяжеленную машину наверх. Водитель трактора принял нашу благодарность, при этом отказавшись от оплаты своей помощи. Как внезапно появился, так внезапно и уехал. А мы стояли рядом с машиной на вершине холма, с которого началось наше «ледяное» приключение, и благодарили Бога за Его любовь и заботу о нас. Произошло то, что на первый взгляд выглядит совпадением, случайностью. Но у Бога случайностей не бывает.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение