Часто родители не перестают воспитывать своих детей до тех пор, пока те не состарятся. Такое воспитание обычно означает, что сына или дочь на самом деле просто контролируют, постоянно навязывая им свое представление о том, как правильно жить. Не всегда такой контроль идет на пользу. Чувствуя, что от «всевидящего ока» родителя никуда не спрятаться, дети начинают попросту злиться или лгать.
Ксенофонт и Мария, жившие в Константинополе в V веке, придерживались совсем другой стратегии воспитания. В те времена существовало не так много учебных заведений, и было принято по достижении определенного возраста отсылать детей в другой город – учиться. Редкий родитель смог бы ежечасно проверять, чем там занимается его дорогое чадо. И матери с отцами понимали: для их ребенка наступает период, когда он должен сам принимать решения по многим важным вопросам. Ведь не всегда, покидая стены училища, дети возвращались домой. А значит, следует вырастить их так, чтобы никакой родительский контроль им уже не понадобился.
Ксенофонт и Мария воспитывали детей в благочестии, читали им духовные книги. Богатые родители часто забирали маленьких Иоанна и Аркадия из поместья и водили в бедные городские кварталы или призывали нищих, чтобы дети раздавали им еду и деньги. Ксенофонт и Мария хотели, чтобы их сыновья, оказавшись в чужом городе или попав в неприятную ситуацию, не растерялись. А для этого им следовало знать все стороны жизни и уметь относиться к каждому человеку, как к родному брату.
Иоанн и Аркадий, похожие друг на друга как две капли воды, сообразительные и послушные мальчики, быстро усвоили эту науку. Они все время проводили вместе. Даже учиться они должны были в одной школе и мечтали потом заняться одним делом, чтобы никогда не разлучаться.
Когда пришло время отправлять детей на учебу, Ксенофонт стал печалиться. Он переживал, правильно ли он воспитал Аркадия и Иоанна, справятся ли они с жизненными трудностями? Отец даже заболел от горя, но еще дольше задерживать сыновей возле себя было нельзя. Ксенофонт благословил их на плавание в далекую ФиникИю и отпустил.
В пути с кораблем, на котором плыли юноши, случилась беда. Попав в шторм, судно разбилось, все имущество погибло, однако Иоанну и Аркадию удалось зацепиться за доски и не утонуть. Их долго носило по морю, а затем выбросило на берег. Но, увы, так далеко друг от друга, что каждый юноша был уверен – его брат погиб… Скорбя о произошедшем, братья не стали возвращаться домой и огорчать родителей тяжелой вестью. Благодаря мудрому воспитанию родителей Иоанн и Аркадий понимали, что нужно быть готовым к любым ударам судьбы и уметь искать достойный выход из любой ситуации. Помня о заветах Ксенофонта и Марии, мальчики не поддались отчаянию и решили найти собственный путь. По отдельности они дошли до первого крупного поселения на их пути и приняли иночество в разных монастырях, даже не зная, что находятся совсем рядом…
Когда прошло несколько лет, Ксенофонт и Мария заволновались. Они так и не получили ни единой весточки от сыновей и стали их искать в ФиникИи. Там родители узнали, что судно с их детьми разбилось. Печали Марии не было предела – она лишилась сразу двух сыновей. Однако муж попытался утешить ее. В те времена крушения случались часто, и многим удавалось в них выживать. Не зная, что думать, супруги решили отправиться в Иерусалим, чтобы в молитве получить утешение.
Приехав в святой город, Ксенофонт и Мария стали посещать разные храмы и в каждом ставили свечи за своих сыновей. Однажды, подняв глаза после молитвы, мать узнала в одном из иноков Аркадия! А отец, который в тот момент пошел в другую церковь, точно так же увидел Иоанна.
Воссоединение семьи было чудесным. Обрадованные братья были счастливы увидеть и друг и друга, и родителей живыми. Ксенофонт и Мария плакали от радости, что нашли сыновей. Пусть они не получили прекрасного образования и не заняли высокие должности при дворе, оба были живы, справились с ударом судьбы и нашли собственный путь, которому без колебаний следовали. О чем еще мечтать родителям? Еще раз благословив Аркадия и Иоанна, Ксенофонт и Мария спокойно отпустили их. Они увидели, что их воспитание принесло свои плоды, и родительская рука детям уже больше не требуется. Сегодня Ксенофонт, Мария и их сыновья прославлены Православной церковью в лике святых.
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
В 1929 году советская власть стала массово арестовывать духовенство и прихожан. Священник Сергий Мечёв был взят осенью с несколькими прихожанами своего храма. Обвинение всем предъявили стандартное — активная церковная деятельность. Осуждённых приговорили к трём годам ссылки. Отец Сергий получил направление в Кадников — небольшой городок Вологодской области. В заключении он продолжил помогать свои прихожанам. Писал им письма, призывал не падать духом, двигаться по пути покаяния. В одном из посланий батюшки Сергия Мечёва есть такие слова:
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Благодарность. Наталья Сазонова
Как-то раз в проповеди священника услышала мысль о том, что Бог всегда присутствует в нашей жизни. И каждый по-своему ощущает присутствие Бога. Кто в радости, кто в утешении, кто в покаянном чувстве, кто-в молитве.
Мне хочется поделиться своим переживанием присутствия Бога.
Начало девяностых. Я — выпускница православного медицинского училища. Нас готовят как сестёр милосердия. Это значит — мы призваны оказывать не только медицинскую помощь. Но духовно поддерживать пациентов. Говорить с ними о вере, о Боге. Если просят, помочь подготовиться к исповеди, пригласить священника.
И вот, с полным осознанием своей миссии, я переступила порог реанимационного отделения, куда устроилась на работу.
Реанимация... Там как на фронте. Там два лагеря. В одном — тяжело больные, в другом мы — медики. Нет сил ни у тех ни у других. Все на пределе. Одних истощает страдание, другие выкладываются, спасая. Всем нужно помочь. Объём работы запредельный. Бессонные ночи выматывают. Все мысли в одном направлении; всё сделать правильно, вовремя, ничего не забыть.
Так проходили мои дежурства в реанимации. А дома я переживала, что снова ни с кем из пациентов не удалось поговорить о вере, о Христе. А как же моя миссия сестры милосердия?
И вот, прихожу в очередное дежурство на работу, а в палате — новый больной. Мужчина средних лет. Он был подключён к аппарату ИВЛ. Не мог самостоятельно дышать, но находился в сознании. Мне нужно было его помыть. Любое движение вызывало у мужчины сильный кашель от трубки в трахеи. Но он стал помогать мне менять под ним бельё, поворачивать его сбоку на бок. А ведь как тяжело ему это давалось!
Я закончила все процедуры и хотела отойти. Тут он аккуратно взял меня за руку и произнес одними губами, беззвучно: «Спасибо, спасибо. Дай Бог Вам здоровья».
Представляете! Такие страдания! Ни говорить не может, ни повернуться без посторонней помощи, а нашёл в себе силы меня поблагодарить.
Знаете, в этот самый момент, я почувствовала что Бог здесь, в этой реанимационной палате.
Потекли слезы. Пришлось опускать голову пониже, чтобы больной их не заметил. Мне больше не хотелось думать о своей высокой миссии спасения кого-то. Была просто благодарность Богу за то, что показал мне истинно христианский поступок.
Нет! Это не я помогаю им. Это они, болящие, помогают мне. Помогли теперь, когда во мне стала остывать любовь. Потому что моё безразличие к чужой просьбе, нежелание помочь и поддержать вытесняют из сердца Христа.
Теперь я спешу в больницу с молитвой: «Господи, разогрей во мне желание служить ближнему!» Я спешу к своим пациентам. Посмотреть им в глаза. А я смогла бы жить с такой болью?! И в их глазах я вижу Христа!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен