О некоторых святых историки-летописцы говорили стихами, не в силах скрыть своё восхищение…
Сегодня мы говорим о преподобной Одри Элийской и хронике Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов».
Ошибочно представлять жизнь раннехристианской Англии по роману в стиле фэнтези «Игра престолов». Чтобы узнать, как дело обстояло в реальности, следует обратиться к англосаксонским хроникам, созданным историками-летописцами, или как их называли в Европе, хронистами.
Крупнейший англосаксонский историк и духовный писатель VII—VIII веков Беда Достопочтенный взял на себя труд во всех подробностях описать историю древней Британии. Его историческая хроника «Церковная история народа англов» - вовсе не сухой перечень фактов и дат. О каких-то событиях он упоминает скользь, другие расписывает в мельчайших подробностях, а в одном месте, говоря о преподобной Одри Элийской, и вовсе вдруг переходит на поэзию.
Беда Достопочтенный:
Многие в мире хвалы стяжали чистые сердцем;
Любящим подобают многие в мире хвалы.
И наш украсился век столь же блаженною девой;
Царственной Эдильфридой и наш украсился век.
Славой отцов была, родом и властью богата,
но показался Господь славнее ей славы отцов.
Речь здесь идет о королеве Эдельфриде, которая, приняв монашество, стала настоятельницей монастыря в Эли, и вошла в историю как преподобная Одри Элийская.
Эдельфрида была дочерью короля Восточных Англов Анны (в Англии это имя было и мужским тоже) и с детских лет желала только одного – вслед за старшей сестрой удалиться в монастырь.
Но у короля Анны на красавицу-дочь были свои планы. В четырнадцать лет Эдельфриду, против ее воли, выдали замуж за Тонберга - знатного человека из области Южный Гирве в Восточной Англии.
Монах-бенедиктинец Беда Достопочтенный в своей хронике пишет о том, что в то время сердце Эдельфриды уже навсегда было отдано другому, небесному избраннику…
Беда Достопочтенный:
Красою она цвела на троне подзвездного царства
и, выше звезд утвердившись, красою она цвела.
Где же найти жениха, чтоб тебе, госпожа, подошел он?
Если жених твой Христос, где же найти жениха?
Вскоре открылось, что юный супруг Эдельфриды тоже больше всего на свете желал стать монахом, и они стали жить в воздержании, как брат с сестрой.
Через три года Тонберг неожиданно скончался, и Эдельфрида с несколькими слугами перебралась на маленький уединенный остров Эли. По сути, это была монашеская пУстынь, только на английский манер – остров Эли со всех сторон был окружен болотами и зарослями вереска. Но навсегда спрятаться там от мира девушке не удалось: о ней вспомнил ее родной дядя, к тому времени ставший королем.
Из политических соображений он решил выдать Эдельфриду замуж за Эгфрида, пятнадцатилетнего сына короля соседней Нортумбрии.
Послушание – превыше всего… Эдельфрида дала согласие на брак, став для принца Эгфрида кем-то вроде старшей сестры и наставницы в христианском вероучении.
Но когда Эгфрид стал помышлять о наследнике, Эдельфрида постриглась в монахини с именем Одри и бежала на свой любимый остров Эли, основав там женский монастырь.
Как сообщает в своей хронике Беда Достопочтенный, отныне бывшая королева Нортубрийская носила платье из грубой шерсти, принимала пищу один раз в день, мылась в холодной воде и все ночи проводила в молитвах.
Одри умерла в своем монастыре от эпидемии чумы, а через шестнадцать лет после кончины её мощи были найдены нетленными.
Вот как пишет об этом в своем гимне Беда Достопочтенный:
Беда Достопочтенный:
Богу себя поручив, двенадцать годов преславных
в монастыре провела, Богу себя поручив.
Предавшись душой небесам, былую умножила славу,
и испустила дух, предавшись душой небесам.
В гробнице тело ее провело ноябрей дважды восемь,
но не подверглось тленью в гробнице тело ее.
Христос, велика Твоя власть – даже в сырой гробнице
Нетленно тело ее – Христос, велика Твоя власть!
С конца 7 века по Рождестве Христовом монастырь в Эли стал для христиан местом паломничества. В народе его называют королевским – ведь первая его настоятельница была королевой Нортубрийской, отказавшаяся от богатства и славы ради Христа.
Не удивительно, что в своем труде «Церковная история народа англов» Беда Достопочтенный прославил преподобную Одри Элийскую столь возвышенным стихотворным гимном.
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых