Свидетелями Преображения Господня на горе Фавор стали три апостола — Пётр, Иаков и Иоанн. Апостол Павел в одном из своих посланий употребил образ — «завеса плоти Христовой». Пётр, Иаков и Иоанн увидели, как через эту завесу проступает слава и величие Сына Божия. Это потрясло и испугало апостолов. По выражению евангелиста Матфея, от страха они «пали на лица свои», то есть упали ниц, да ещё прикрыли глаза ладонями.
В тропаре Преображения — особом песнопении праздника — говорится, что Господь показал ученикам славу Свою «насколько это было для них возможно». То есть в самой доступной для человеческих органов чувств форме.
Православные богословы, например, святитель Григорий Палама, считают, что особенность этого света в нетварности — он не материален. Увидеть его можно духовными очами.
Свет, который просиял на горе Фавор, наполнил сердца апостолов счастьем. В присутствии Господа они ощутили ту гармонию и целостность бытия, о которой тоскует человек. Пётр радостно воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Он захотел остаться на Фаворе, в этом созерцании Царства Божия, наедине с кристально ясной и очевидной истиной. Там, где нет места сомнениям, горечи и отчаянию.
Но Господь отказал в этом Петру. Вместе с апостолами он спустился с Фавора. По словам митрополита Сурожского Антония ученики не понимали, что слава Божия «только потому им так была открыта, что их Учитель, Господь, Друг шел на смерть; Фавор, слава неразлучно связаны с возвращением во тьму и с распятием, со смертью... И только после этого... воскреснет Господь в славе уже неотъемлемой».
Евангелист Лука пишет, что у подножия горы Христа ждал отец с больным сыном. Мальчик был одержим злыми духами. Отец умолял апостолов помочь измученному болезнью ребёнку, но они были бессильны. Христос исцелил отрока. Он показал трём своим ближайшим ученикам, что одной радости Богообщения, молитвенного предстояния перед Творцом недостаточно для христианина. На Фаворе нельзя остаться насовсем, пока на земле есть страдания, горе и боль.
Преподобный Макарий Египетский, столп православного монашества, предупреждал учеников: «Совершенная мера духовного созерцания потому и не даётся человеку, чтобы имел он время заняться попечением о братиях».
Говорил об этом и преподобный Иоанн Лествичник: «Бывает, что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, не допускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы».
Христос не разрешил ученикам остаться на Фаворе. Он повелел им спуститься с горы. Тем самым Спаситель отправил их к людям, чтобы преобразился весь мир, чтобы исполнились Его слова: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница