Моя подруга Ирина всю жизнь прожила в конфликте со своей мамой. Дело в том, что она с детства, совсем раннего, была на маму в претензии. Мама делала карьеру, была все время занята. Она ходила в кожаном пальто, пахла какими-то волнующими духами и всегда представляла для дочери далекую, любимую, но недосягаемую загадку. «Я помню, – говорила подруга – как наступала ночь, и я совсем почти сплю, и тут шум в прихожей, бабушка с дедушкой смеются, кухня оживает – это поздно-поздно приехала мама. Она сразу заходит в мою комнату, от нее разлетаются искры, запахи, звуки – она идет – и целует меня, и мне так хочется, чтобы она осталась – но она уже пошла на кухню – быстро перекусить или выпить чаю. И спать. И завтра, когда я проснусь, ее снова не будет, она будет на работе. А когда она в командировке, я иногда забывала, что она есть, но тем более была счастлива, когда она снова входила в комнату – с шумом далекой своей, интересной жизни. Но то были детские, совсем детские мысли. Я не очень понимала, что мама не просто работает в свое удовольствие – она одна, не имея при себе папы, зарабатывает деньги - для нашей небольшой семьи».
Ирина выросла, и непривычка общаться с мамой превратилась для нее в неприятие. Она не хотела быть похожей на маму. Делать карьеру. Так уставать. Обделять вниманием своих детей. Муж был согласен: семья, дом, уют, дети – это главное. А мама постепенно старела, и вышла на пенсию, но сохранила бодрую походку и деловой голос. А дочь все не могла оставить попытки – доказать маме, что жизнь у нее гораздо правильнее. И детей своих она растила сама. Прости, мам – говорила она. – Но как я тебе доверю детей, когда ты даже меня в детстве не видела?.. Маме было больно, но она не могла не признать: все правильно. Нечего было столько работать… Ну – или – я не знаю, что именно она думала. Но не роптала, отходила, только звонила и подолгу разговаривала по телефону с внуками. Все у Ирины шло настолько хорошо, что думая, как бы еще усовершенствовать свою жизнь, она позвонила своей очень эзотерической подруге. Подруга не делала и шага из квартиры с утра без того, чтобы не посоветоваться с личным астрологом. Сегодня детей в сад не води – строго говорил, например, астролог. Звезды не благоприятствуют… Дети ныли, что хотят погулять, но что делать – звезды… Великий предсказатель сказал Ирине глубокомысленно: Жить вам с мамой осталось недолго… Через два года ее не станет. Ирина разрыдалась…
Не спешите плакать. Мама прожила много лет, а вот Ирина… Ирина переселила тогда маму к себе. Дети были рады, что родная бабушка прижилась в их семье. Мама оробела, а потом с головой погрузилась в новую для себя жизнь. Подруга Ирины, узнав о том, что гулять с детьми можно не оглядываясь на расположение звезд, тоже повеселела и больше ни у кого разрешения не спрашивала. Так что все стали жить в любви и свободе. Отдельное спасибо за это астрологу!
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия