Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии в середине четвертого века. Иоанн получил образование у лучших философов и риторов. Он рано принял монашество, которое называл «истинной философией». Иоанн много лет соблюдал безмолвие, жил в уединении. За это время им было написано множество книг, легших в основу христианских представлений об особенностях священнического служения, монашеского пути. Затем наступил этап проповедничества. За свой редкий дар оратора он получил от народа имя «Златоуст». Проповеди легли в основу его трудов-толкований Священного Писания. Когда Иоанну исполнилось пятьдесят, его избрали архиепископом Константинопольским. Он проявил себя и в делах милосердия, и как пламенный миссионер. В результате дворцовых интриг архиепископа сослали в Армению, а потом - в Абхазию, где он и скончался. Иоанна Златоуста называют одним из трех Вселенских святителей, наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. Этот титул подчеркивает важность его деяний и трудов для мирового христианства.
Великий труд, оставшийся в наследство Церкви от святителя Иоанна Златоуста - это составленный им чин Божественной Литургии. Именно литургия Иоанна Златоуста служится большую часть года в наших церквях. В переводе с греческого «литургия» - это «общее дело». Это главное богослужение, во время которого осуществляется таинство Евхаристии или Причащения. Тогда хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа. Литургия Иоанна Златоуста немного короче, чем литургия Василия Великого, которая служится всего несколько раз в год. Святитель Иоанн был родом из Сирии, сохранившей апостольские традиции. Исследователи сходятся на том, что он опирался на них, составляя византийский чин богослужения. У литургии три части. Первая - проскомидия или подготовительная. Вторая часть - литургия оглашенных - должна приготовить верующих к присутствию при совершении Евхаристии. Третья часть - литургия верных - на ней совершается само таинство. «На небе славословят ангельские воинства; на земле люди... подражают такому их славословию; на небе серафимы взывают трисвятую песнь; на земле множество людей возносит ту же песнь; составляется общее торжество небесных и земных существ, одно благодарение, один восторг», - так писал святитель Иоанн Златоуст о литургии.
Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова называют тремя Вселенскими святителями. Так подчеркивается величайшее значение их богословских идей и сочинений для Церкви. Литературное наследие святителя Иоанна весьма значительно. Одной из главных тем его трудов стало Священное Писание. Его главная задача была - приблизить Библию к жизни его прихожан, показать ее вневременной смысл. При этом Иоанн - не просто исследователь и ученый. Поэтому бОльшая часть из дошедших до нас сочинений - это записи его проповедей и бесед, сделанные слушателями. Иоанн много проповедовал в родной Антиохии, а потом, будучи епископом - в Константинополе. За убедительность и пламенность речей его и нарекли Златоустом. Объясняя священные книги, святитель Иоанн часто проводил параллели с современным ему обществом, рассуждал на близкие всем социальные и моральные темы. И при этом подчеркивал связь строк Ветхого и Нового Завета с жизнью и поступками христианина. Именно эта актуальность и стала близка и современникам, и последующим поколениям. По достоинству оценили они и красноречие, и образность, и поэтичность сочинений святителя Иоанна Златоуста. Его труды были рано переведены на славянский и стали любимым чтением на Руси.
Златоуст - такое второе имя святителю Иоанну дали не случайно. Этот образованный монах из знатной семьи жил в четвертом веке. В родной Антиохии он прославился в первую очередь как проповедник. Проповедь во времена отсутствия ежедневных газет имела особое значение. По преданию, антиохийцы готовы были слушать Златоуста несколько часов подряд. «Проповедничество целительно для меня», - говорил сам святитель Иоанн. Златоуст был прирожденным оратором. Он умел нарисовать живую картину, не чуждался сарказма, язвительного каламбура. Тонкий психолог, он проникал в тайны душевной жизни, зримо рисовал характеры и бичевал пороки. При этом Иоанна Златоуста мучило общественное неустройство, ему претило богатство и корыстолюбие. Слава проповедника привела его на Константинопольскую кафедру. Она же его и погубила. Призывы к асктизму не пришлись по нраву императорскому двору. Святителя Иоанна сослали в Армению. По преданию, последними его словами перед смертью стали: «Слава Богу за все».
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе