Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился в тысяча триста сороковом году в Великом Устюге. Еще в детстве и юности он часто сталкивался в родном городе с зырянами, так раньше называли коми - коренных жителей Пермского края. Стефан отличался способностью к языкам - он знал греческий, легко освоил и зырянский. Монашеский постриг юноша принял в монастыре в Ростове. Проводя время в богатой монастырской библиотеке, он загорелся желанием обратить зырян ко Христу. Стефан составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. Благословения на задуманное дело он попросил у епископа Коломенского Герасима. «Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову» - сказал Стефан. Много трудов и лишений вытерпел проповедник. В тысяча триста восемьдесят третьем году Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Он возводил храмы, открывал при них училища, где священные книг и изучались на пермском языке. Ученики из зырян становились диаконами и священниками. Они вели богослужение для соплеменников на родном языке. В тысяча триста девяносто пятом году епископ Стефан отправился в Москву по делам и там скончался. Тело его было положено в одном из храмов Московского Кремля. Зыряне упрашивали князя Московского и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва тоже любила и чтила великого святителя.
Святитель Стефан Пермский. Просвещение коми.
Святитель Стефан, просветитель Перми, родился в тысяча триста сороковом году в Великом Устюге. Город располагался на границе с Великой Пермью - обширным краем, населенным народом коми, которых тогда называли зырянами. Племя исповедовало язычество и поклонялось духам стихий, существ и предметов. Еще в юности Стефан загорелся желанием обратить зырян ко Христу. Стефан принял монашеский постриг, составил азбуку зырянского языка и перевел на него несколько церковных книг. Зыряне встретили проповедника крайне враждебно: сложили костёр дров, его самого окутали соломой. Но никто не посмел подойти к Стефану с зажжённой лучиной. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили язычников. Перелом произошел после того, как Стефан в споре о вере победил главного жреца Паму. После долгих споров жрец вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от Стефана. «Я не повелеваю стихиями, но Христианский Бог велик: иду с тобой», - смиренно отвечал монах. Пама затрепетал и взмолился о пощаде. Зыряне потребовали казнить обманщика, но Стефан отпустил его. Епископ заботился о своей пастве. Во время неурожая он снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от произвола сборщиков податей, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Прославление святителя Стефана началось почти сразу после его кончины. Его житие составлено монахом Епифанием Премудрым, лично знавшим Стефана.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди