Бывает, встречаешь людей, которые уверены, что Православие - религия, которая географически довольно ограничена. То есть Православие присутствует в совсем небольшом количестве стран. Насколько же удивляются эти люди, когда узнают, что православные христиане живут не только в России или, например, Сербии, а что их довольно много и в США, и в странах Западной Европы, и в Южной Америке.
С недавнего времени Православие присутствует на самом юге нашей планеты - в Антарктиде. Когда-то этот материк считался абсолютно мертвым. Но с развитием системы полярных станций на Антарктиде появилось население. Пусть оно и состоит сплошь из ученых-полярников и прочих сотрудников станций. Тем не менее, эти люди проводят в Антарктиде месяцы, а иногда годы.
Русская Церковь решила не оставлять этих людей без духовной поддержки. С начала 90-х годов 20 века стали вестись разговоры о том, чтобы на Антарктиде появился православный храм. Но переход к конкретному исполнению этих планов состоялся только в 2002 году, когда произошло освящение места под строительство православного храма на острове Ватерлоо, близ российской полярной станции “Беллинсгаузен”. Храм был задуман деревянный. Изготовили его алтайские мастера. Они его сначала собрали, а затем для удобства перевозки разобрали.
В таком разобранном виде храм перевезли сначала в Калининград, а оттуда кораблем доставили уже на Ватерлоо. Собрали храм и освятили в честь Святой Троицы в 2004 году.
Антарктический храм является теперь подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Именно из этого древнейшего русского монастыря в Антарктиду ежегодно отправляются монахи-священники для совершения богослужения в храме Святой Троицы.
Обычно едет один священник-монах и один его помощник. Проводят в Антарктиде они ровно год. Затем им на смену приезжают новые служители. Живут насельники Лавры в специальном домике, рядом с храмом.
Мне удалось пообщаться с одним из священников, проведших в Антарктиде год. Когда я спросил, что было самым сложным для него за это время. Он неожиданно ответил - отсутствие цветов. Здесь в России мы привыкли к цветовому многообразию, не замечаем и не ценим его.
В Антарктиде человек видит всего три цвета - белый, серый и черный. Там нет растительности, там почти всегда облачно и потому не видно небесной синевы.
Антарктида - это еще и постоянная статика. Без нужды на улицу там не выйдешь (постоянно дует сильный ветер), потому за окном нет привычного нам движения. Как сказал мне тот монах, он никогда не думал, что приход пингвина будет восприниматься им как праздник.
Но несмотря на все трудности, этот монах еще несколько раз возвращался в Антарктиду, потому что именно там он ощутил, что такое настоящее уединение и насколько сильной может быть молитва человека среди белых просторов самой южной территории Земли.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».