Путь от Назарета до Иерусалима был не близок, самое малое он занимал три дня и две ночи. Иоаким преодолевал это расстояние несколько раз в году — все иудейские праздники он привык встречать под сводами храма. Вот и на этот раз старик шёл, опираясь на посох, поглядывая на небольшой караван, что тянулся рядом. Он выбрал лучших животных от своих стад, чтобы принести их в жертву Богу, и с видимым удовольствием убеждался теперь, что волы гладкие и упитанные, шерсть у овец лоснится, как шелк, и нет в зверях никакого порока.
Погонщики ехали на ослах, сам Иоаким предпочитал идти пешком. Ему казалось, что всех жертв мало, чтобы выразить Творцу свою благодарность, и он взял на себя этот маленький подвиг — потрудиться ногами, потерпеть усталость во славу Божию. Он шёл и чуть слышно напевал псалмы царя Давида. Псалмопевец был прямым предком Иоакима — наверное, от него и досталось в наследство эта любовь к Богу, готовность Ему служить.
Принадлежать к роду Давида было почётно — именно в этом колене, согласно пророчествам Священного писания, должен был родиться Мессия, Спаситель людей. Каждый соплеменник мечтал, чтобы предначертанное Богом свершилось именно на нём — семьи были многодетными, и на всякого младенца возлагалась надежда. Иоаким не знал этой радости — он был бездетным. Он очень любил единственную свою жену Анну. Даже сейчас, когда они уже оба стали седыми, она оставалась для мужа самой красивой женщиной на свете. Отчего Господь не дал им сына или дочь?..
Когда Иоаким входил в ворота Иерусалима, его окликнул Рувим — старый знакомый.
Рувим:
Шалом, Иоаким!
Иоаким:
Благословение Божие пусть пребудет и с тобой, Рувим.
Рувим:
Как вижу, ты вполне благополучен — всю жизнь и поныне! Таких тонкорУнных овец давно я не видел в стенах Иерусалима. Твоя жертва будет самой богатой на этом празднике.
Иоаким:
Благодарю тебя, Рувим.
Рувим
Жаль только, что Всевышний не принимает твоих приношений. Я хоть и не богат, но сыновьями полон мой дом, и внуки веселят мою старость. А вы с Анной по-прежнему одиноки. Как видно, тайные грехи тяготят твою душу.
Ничего не ответил Иоаким, хотя боль пронзила ему сердце. Стерпев обиду, он омыл животных в ритуальной купели и привел их к жертвеннику. Но здесь его остановил первосвященник Иссахар. Он отказался принять дары Иоакима, упрекнув его в бездетности.
Униженным уходил старец из храма. Праздник для него обернулся скорбью, и утолить её было нечем. Он решил не возвращаться домой, а пойти в пустыню и молиться там до тех пор, пока Господь не смилуется над ним. Иоаким дал обет не есть ничего сорок дней: «Пусть слёзы будут мне вместо хлеба, а пустыня домом!»
Заплакала и Анна, узнав о том, что произошло с мужем в Иерусалиме. Ей было горько от несправедливых упреков, она боялась также, что здоровье Иоакима не выдержит аскезы, и он умрет. Печаль женщины была глубока, как море. Много дней она молилась и плакала, и не хотела утешиться.
Скорбь Анны развеял ангел. Слова, которые он произнес, едва возможно было вместить сердцем и разумом: «Анна! Услышана твоя молитва, слёзы твои дошли до Бога. Ты родишь Дочь, и через Неё получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение. Имя ей будет Мария».
Анна, не в силах сдерживать радость, тут же отправилась в Иерусалим. Она спешила воздать Богу благодарение в храме. Хотелось ей также поскорее отыскать мужа, и поделиться с ним удивительной вестью. А Иоаким уже спешил навстречу жене — небесный посланник и ему возвестил грядущее рождение Дочери.
Супруги встретились под сводами Золотых ворот Иерусалима. В их объятии при встрече отразилась любовь и нежность, исполнение слёзных молитв и древних пророчеств. Этот момент можно увидеть и сейчас — он запечатлён на иконах.
А через девять месяцев у Иоакима и Анны родилась Та, что стала Матерью Спасителя людей, Иисуса Христа.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница