Гримёрная актрисы Прасковьи Орловой утопала в цветах, присланных благодарными поклонниками её таланта. Давали «Гамлета», и все три с половиной часа зрители сидели, затаив дыхание. А когда спектакль закончился, ещё долго не отпускали актёров со сцены.
Девяти лет от роду Пашенька была отдана в Московское театральное училище, а в тринадцать уже блистала на сцене вместе с такими мэтрами, как Щепкин и Мочалов. Это о ней после премьеры «Гамлета» газеты восторженно писали: «Лучшей Офелии не только московская, но и вообще русская сцена не помнит».
Прасковья Ивановна своим успехом не гордилась, «звёздная» заносчивость и надменность были ей незнакомы. Актрисе нравилось своим искусством дарить людям радость. И всё же она часто задумывалась о том, что одного этого недостаточно. Родившись в семье бывшего крепостного актёра, она не понаслышке знала, сколько вокруг нуждающихся, бедных и голодных, которым требуется вовсе не её феерическая игра на сцене, а живое участие в их судьбе, кусок хлеба, наконец…
В тысяча восемьсот пятьдесят третьем началась Крымская война. Орлова с замиранием сердца следила за военными сводками и едва сдерживалась от слёз, читая о раненых, для ухода за которыми в крымских госпиталях не хватало людей. Оставаться сторонним наблюдателем актриса не могла. Посвятив в свои планы лишь родного брата, вскоре она под вымышленным именем уехала в Севастополь. Прощаясь на перроне, брат спросил Прасковью Ивановну:
- Ты, сестрица, как актриса, надеешься своим поступком произвести эффект?
- Если во мне есть желание произвести эффект, то пусть Бог меня там же, посреди болезней и смертей, накажет за это – взволнованно ответила Орлова.
Три месяца, в самый разгар осады Севастополя, Прасковья Ивановна самоотверженно ухаживала за тяжелоранеными солдатами. В Москве о героическом поступке актрисы узнали лишь несколько месяцев спустя после её возвращения. Особым императорским указом Орлова была награждена воинской медалью «За храбрость».
После Крыма Прасковья Ивановна уже не могла жить, как прежде. И хотя она продолжала со сцены радовать театральную публику, мысли её были устремлены к нечастным и страждущим. В это время к актрисе посватался Фёдор Кондратьевич Савин – ОстАшковский городской голова, владеющий миллионными капиталами. Орлова приняла его предложение. Через несколько месяцев они обвенчались, и любимица театральной Москвы навсегда уехала в Осташков.
Там Прасковья Ивановна, ставшая по мужу Орловой-Савиной, сразу же включилась в работу местного Народного театра. Она помогала непрофессиональным актёрам, давая уроки сценического мастерства. «Могу смело сказать, что делала чудеса, вырабатывая из кузнецов и сапожников Чацких и Хлестаковых», - писала Прасковья Ивановна в своих мемуарах. С её приездом театр стал устраивать благотворительные спектакли. Личное участие Орловой-Савиной неизменно приносило крупные сборы, которые расходовались на тех, кому нужна была помощь.
Прасковья Ивановна открыла в городе первую столовую для бедных, и не только полностью содержала её, но и раз в неделю приходила туда, чтобы раздавать пищу нуждающимся. Вместе с супругом она устроила в Осташкове Дом милосердия, основала сиротский приют, богадельню и ремесленную школу.
В тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году в Знаменском женском монастыре, прихожанкой которого была глубоко верующая с детских лет Прасковья Ивановна, случился страшный пожар. Сгорела бОльшая часть монастырских строений, монахини остались без крова. Орлова-Савина приютила их в своём большом доме до тех пор, пока на их с супругом средства монастырь не был полностью восстановлен.
Два века не стёрли из людской памяти образ прекрасной актрисы, высоконравственной женщины и милосердной благотворительницы. В Осташкове, в бывшем Доме милосердия, открытом Прасковьей Ивановной, сегодня располагается детский сад. «Продолжает служить людям Орлова-Савина» - повторяют современные жители Осташкова.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия