«Праотец Авраам». Светлый вечер со священником Андреем Выдриным (29.03.2017) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Праотец Авраам». Светлый вечер со священником Андреем Выдриным (29.03.2017)

* Поделиться

Андрей ВыдринУ нас в гостях был преподаватель кафедры Библеистики Московской Духовной Академии священник Андрей Выдрин.

Мы говорили о ветхозаветном праотце Аврааме, о том, что нам известно о нем, о его общении с Богом и почему именно его избрал Бог быть отцом "избранного народа".


А. Митрофанова

— Добрый светлый вечер, дорогие слушатели! Здесь, у микрофона я, Алла Митрофанова, и представляю нашего сегодняшнего гостя с удовольствием: священник Андрей Выдрин, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии, кандидат богословия, добрый вечер!

А. Выдрин

— Добрый вечер!

А. Митрофанова

— Мы решили поговорить сегодня про человека, который, наверное, одна из ключевых фигур в очень большой книге, которую мы называем Библия, и, если более конкретно, Ветхий Завет, а если еще более конкретно, первая ее часть, там, где довольно подробно описывается жизнь патриарха Авраама. Имя это, наверное, многие слышали: Авраам, в разных контекстах, кто-то потому, что он, вроде, где-то в Библии упомянут такой праведник ветхозаветный, кто-то слышал родословную Христа: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова» и так далее, но кто-то, в принципе, на уровне фоновых знаний представляет себе, что был такой великий человек, но при этом, что стоит за его именем, в какую эпоху он жил, почему именно он такой выдающийся, ведь Бог его выбрал для того, чтобы.. Из огромного количества людей, которые тогда населяли землю, выбрал его для того, чтобы с ним заключить договор, некий союз, и все получилось. И получилось: именно от Авраама произошло огромное количество тех людей, которые в итоге, этот род тянулся-тянулся и дотянулся до Пресвятой Богородицы, в итоге родился Спаситель. Вот почему именно Авраам? Так много людей жило, и многие из них были хорошими людьми, но почему-то именно он? Во-первых. Во-вторых, как понимать те нестандартные его ходы, которые сегодня, из XXI века выглядят, наверное, вообще непонятно? Например, когда он слышит голос Бога, который ему говорит: «Твой сын долгожданный, тебе надо с ним взойти на гору и там принести его в жертву», и Авраам отдает своего сына, которого он так долго ждал, столько лет ждал, вместе с женой они так хотели ребенка, у них не было детей, и берет его на гору, чтобы принести его в жертву. Вот сейчас, понимаете, мне кажется, ни один здравомыслящий родитель себя в этой ситуации представить не может, это же просто за гранью добра и зла и человеческого понимания. Что это было? Как к этому относиться? И множество других аспектов потом.. Гостеприимство Авраама, его знаменитое.. Об этом обо всем постараемся поговорить, чтобы более полно представить себе и этого человека, и то время, когда он жил, и то, собственно, что делает его отличным от многих других. В чем ему сегодня можно было бы подражать, если что-то остается по-прежнему актуально? Отец Андрей, в общем, много вопросов, как понимаете, но давайте начнем с того, кто он такой был, когда родился? Где жил? Откуда путешествовал? Кто его родители? Что вообще известно про его биографию до того момента, как он, собственно, возникает уже в качестве патриарха на страницах Священного Писания?

А. Выдрин

— Да, Вы так хорошо все обозначили, Алла, все основные точки!

А. Митрофанова

— А я, главное, говорю, а сама думаю, успеть бы об этом поговорить, потому что безумно интересно, с одной стороны, с другой стороны, — это же целый курс лекций можно!

А. Выдрин

— Да, действительно! Ну, действительно, начнем с того, что, скажем, о том, откуда был родом, например, Авраам, откуда происходил, когда примерно он жил, какие есть точки зрения на этот счет. Что касается места его происхождения, в Библии четко указывается город, это Ур Халдейский, и традиционно, хотя не всеми поддерживается эта точка зрения, сразу скажем, традиционно этот город помещается в Южной Месопотамии, это самая-самая южная точка Месопотамии, т.е. территории, которая лежит между двумя громадными реками великими, Евфратом и Тигром..

А. Митрофанова

— Которые многие помнят из учебника истории..

А. Выдрин

— Наверное..

А. Митрофанова

— Месопотамия, Междуречье, Евфрат, Тигр…

А. Выдрин

— Междуречье — это современный Ирак. И это юг, самый юг древних государств, Шумера, Аккада, Вавилонии.. И когда-то этот древний город был столицей одного из древнейших государств Шумерского народа, это III династия Ура, так называемого, и, действительно, город можно было в то время назвать митрополией, потому что это, судя по раскопкам, это был громадный мегаполис с огромными пригородами и, по-видимому, на самом деле семья Авраама, отец его Фарра, Терах по-еврейски, жили в этом городе. И вот, что касается теперь времени его жизни, то здесь несколько точек зрения: кто-то считает, что он жил в XX веке до христианской эры, до Рождества Христова, то есть за 2 тысячи до Христа, 4 тысячи лет назад. Кто-то считает, что он жил в XIXвеке, кто-то считает, что он жил в XVIII веке, точки зрения здесь расходятся. Мы можем сказать, наверное, только одно: что время его жизни можно поместить примерно в этот промежуток, т.е. начало 2 тысячелетия до Рождества Христова.

А. Митрофанова

— Между XX и XVIII веками.

А. Выдрин

— Да. Где-то так.

А. Митрофанова

— Вот это, знаете, опять же, штамп я вспоминаю, который есть в голове по поводу Шумеро-Аккадской цивилизации и прочее-прочее, как Авраам соотносится с этим периодом?

А. Выдрин

— Да. Хороший вопрос. Действительно, в это время, как раз в XX, XIX веках, как раз в это время государство Шумера и Аккада, которое было очень сильным и мощным в то время: его территория простиралась от Персидского залива до Средиземного моря, государство начинает слабеть. Причины этого ослабления до сих пор не выяснены, кто-то считает, что это связано с изменением климата в то время, кто-то приводит еще какие-то причины, но, одним словом, этим ослаблением воспользовались кочевники, кочевые племена — амареи, которые уже неоднократно, на самом деле, появлялись около стен даже того же города Ура, столицы Шумера и Аккада, но они появлялись там в виде, допустим, наемников военных. Цари шумерские их нанимали иногда в свое войско, но теперь, когда государство стало слабеть, вожди вот этих племен кочевых, они понимают, что они могут просто захватывать безнаказанно целые области этого государства, и они это начинают делать. И сам город Ур был завоеван в XIX веке где-то до Рождества Христова эламитами, государство Элам — это современный Иран, это к востоку от Ирака, и город был практически стерт с лица земли, потом заново восстанавливался. В это время очень много, на самом деле, действительно, семей, наверное, целые кланы, по-видимому, были вынуждены покинуть родину и уйти куда-то странствовать в другие города Месопотамии, и вот мы видим, что Авраам, т.е. Фарра, его отец, и Авраам, и родственники их переселяются на север, северо-восток, точнее, в город Харран, это Северная Месопотамия.Харран находился на притоке Евфрата, город, который был тесно связан с городом Уром, древним. В Уре главным божеством был лунный бог Син, или Суэн, в Харране тоже поклонялись этому божеству. Это было очень важно для древних людей, конечно, и, видимо, неспроста они все-таки туда пошли, именно в этот город, а не какой-то другой. По-видимому, они тоже поклонялись этим богам, которые олицетворяли светила небесные.

А. Митрофанова

— То есть они пошли к своим единомышленникам, к тем людям, с которыми у них общее такое смысловое поле.

А. Выдрин

— Да, возможно даже, к родственникам пошли, и там, как сказано в Библии, они обзавелись еще большим имуществом, имущества у них было, видимо, достаточно, но там они еще больше разбогатели, но Фарра, отец Авраама, там скончался. И в этот момент в Южной Месопотамии, по-видимому, все немножечко успокоилось, устаканилось, Амарейские племена установили свои династии в нескольких городах государств Южной Месопотамии, в частности, Вавилон, известный город, в том же Уре, который они попытались там тоже восстановить, еще несколько городов, и они стали воевать уже между собой сами, то есть, племена амареев стали воевать между собой.

А. Митрофанова

— Это несерьезно, да? Нет, чтобы возделывать землю, стада пасти, наслаждаться жизнью, что же они воюют и воюют друг с другом?!

А. Выдрин

— Да, воюют за расширение территории, за власть и так далее.

А. Митрофанова

— Понятно. Извините, это мой такой, знаете, женский крик, что мне всегда хочется, чтобы все-таки был мир, а не война. Но… да.

А. Выдрин

— Да. И вот, всем известен город Вавилон, конечно, да? Ну и вот, если мы его упомянули, то скажем, что в Вавилоне в это время устанавливает свое господство первая вавилонская династия, самым известным представителем которой является царь Хаммурапи Вавилонский.

А. Митрофанова

— То есть Авраам и царь Хаммурапи — они современники? Хаммурапи — это тот самый, который законы написал? Который «Я, Хаммурапи, царь мудрый»… Скромный такой человек был.

А. Выдрин

— Да-да-да! Но кто-то считает, что они были современниками, кто-то считает, что Авраам жил чуть-чуть раньше Хаммурапи, но, тем не менее, примерно, эпоха одна и та же. И Авраам, возможно даже захотел вернуться к себе домой на родину, но вдруг он получает извещение от Бога, который ему повелевает идти не на родину назад домой, а идти в землю, которую Он ему Сам укажет.

А. Митрофанова

— А можно с этого момента поподробнее, отец Андрей? То, что Вы сейчас говорите: он получает извещение от Бога.. Миллион вопросов: во-первых, в какой форме он получает это извещение от Бога? Во-вторых, почему именно он получает это извещение от Бога? В-третьих, понимаете как, сейчас понятно, когда человек извещение от Бога получает, если он верит в этого Бога и верит этому Богу, то он, естественно, пойдет, но надо представлять себе, если Авраам на тот момент — состоятельный человек, состоятельный и состоявшийся, у него все уже есть, у него все прекрасно, ему понятно, куда возвращаться в этот самый Ур, потому что там тоже самое, та же самая среда, к которой он привык, социальная, и смысловое поле то же самое, боги те же самые, и он внезапно слышит некое послание и идет в неизвестном совершенно направлении. Это что такое? Это как, я не знаю, с юродивыми, наверное, с какими-то можно сравнить, которые, допустим, Иван Яковлевич Корейша в XIX веке, у него прекрасно все с карьерой складывается, он может быть учителем, у него ученики, он — уважаемый человек.. Нет, он на полуслове прерывает занятия в классе, уходит из школы и скрывается в неизвестном направлении, только его и видели, после чего становится странником ради Христа. Здесь вот тоже, понимаете, с насиженного места вот так вот просто взять…Что это?

А. Выдрин

— Да, но Вы знаете, тут, конечно, разница колоссальная в этих двух примерах, у этих двух людей. Почему? Потому что явление Бога Аврааму, каким бы оно ни было, мы сейчас точно не можем сказать, каким оно тогда было, но это явление было поворотной точкой в истории вообще всего человечества. Почему? Потому что до этого люди, все люди земли, все абсолютно, все человечество жило представлениями о богах как о…

А. Митрофанова

— ..Мелкопоместных дворянах..

А. Выдрин… Олицетворениях различных стихий, тех же светил, боги были тесно связаны с определенной землей, с городами, селеньями, в Египте, например, у самой маленькой деревушки был свой божок, местный, селение побольше тоже имело своего бога-покровителя, и так далее, и так далее. И это было очень распространено, и люди были тесно связаны друг с другом, живя в одном каком-то поселении, это правильно совершенно, и, в первую очередь, просто потому, что они имели одного бога-покровителя. И вот в связи с Авраамом, конечно, возникает множество вопросов: если они из Ура Халдейского, где верховный бог — Син, это луна, переехали, перешли в Харран, где тоже верховный бог был Син, то, получается, покровителем их клана был, наверное, как раз этот бог. И тут вдруг этот Бог, но не этот Син, а какой-то Бог, не знаю, в представлении Авраама как это было все, Бог ему повелевает уйти из этой страны, которая ему принадлежит, этому Богу, уйти куда-то в другое место. И конечно, возможно, поначалу, в Библии ведь очень все кратко

на самом деле…

А. Митрофанова

— Да, с психологическими портретами там не очень хорошо..

А. Выдрин

— Да, а возможно, это были такие, знаете, очень даже тяжелые переживания духовные человека, потому что.. Кто ему явился? Кто ему открылся? И если этот Бог, который повелевает ему уйти из своей земли, то это значит не тот бог, который здесь командует, который здесь главный, это, значит, какой-то другой Бог, и Бог этот настолько, это, видимо, было очевидным явлением для него, этот Бог, можно сказать, сам предлагает стать Ему другом, Он как бы сам навязывается Аврааму, хочет с ним войти в личный контакт, но единственным условием этого контакта и дальнейшего общения будет лишь вера Авраама, чтобы он доверился Ему и пошел туда, куда Он сам ему укажет. Но вот здесь мы с вами должны, наверное, действительно посмотреть на то, что произошло с Авраамом, когда он ушел из этой земли, с насиженного места.

А. Митрофанова

— Еще раз напоминаю, дорогие слушатели, что в гостях у нас сегодня священник Андрей Выдрин, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии, кандидат богословия, и мы говорим об Аврааме, о ветхозаветном патриархе, который — одна из ключевых фигур не только для Ветхого Завета, но и для Нового, потому что периодически упоминается, такие «гиперссылки» стоят на это имя, и хорошо бы понимать для того, чтобы вообще разбираться в контексте библейском, хорошо бы понимать, что это за человек, и какая эпоха стоит за ним, какие действия, что он вообще собой представлял как человек и в чем его особый подвиг? Почему про него сказало «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность»? Вы сказали о том, что он стал другом Бога, и чуть ли даже не Господь сам ему такую форму отношений предложил. Это вообще что такое? Это же для того времени, по-моему, вообще немыслимо!

А. Выдрин

— Это немыслимо, совершенно верно, совершенно верно. Отношения с богами в то время заключались лишь только в том, что люди пытались им угодить, причем, они не знали, как на самом деле это сделать, чем больше жертв ты принесешь, тем лучше, тем будет благосклонней к тебе бог этот относиться, которому ты принес жертвы, тем у тебя будет все благополучнее в жизни.

А. Митрофанова

— Жертвы материальные имеется в виду?

А. Выдрин

— Материальные, но жертвы, имеется в виду, скот, например: чем больше ты скота принесешь, чем богаче эти будут жертвы, и так далее. Жертвы на храм какие-то..

А. Митрофанова

— То есть, о том, что «жертва Богу дух сокрушен», то есть если свое сердце как-то попытаться перестроить..

А. Выдрин

— Нет-нет-нет! Даже речи об этом не было, не было речи. Потому что люди смотрели на богов так же, как на, в принципе, своих соплеменников, просто обладающих большей властью, силой и бессмертием, например, хотя даже некоторые боги были смертными.

А. Митрофанова

— Но и большим диапазоном, как это сказать, возможностей. Фокусами всякими..

А. Выдрин

— Возможностями, конечно! А так — это такие же, в общем-то, существа, с такими же страстями, привычками вредными, которых нужно как-то задобрить.

А. Митрофанова

— А это вот, кстати, очень хорошо.. у Куна была такая книжка, адаптация для детей легенд и мифов Древней Греции. Там вот они.. Как они выясняют друг с другом отношения! Как они там…. Мало не покажется…

А. Выдрин

— Там очень хорошо все показано.

А. Митрофанова

— То есть, в Месопотамии было то же самое.

А. Выдрин

— То же самое! У Шумеров то же самое, мифы, такие же отношения у богов. Когда один бог нападает на богиню, например, спокойно ею завладевает, потом его другие боги начинают судить, отправляют его в преисподнюю, ну, в общем… страсти кипят.

А. Митрофанова

— Зависть, ревность, все на свете. Санта-Барбара отдыхает.

А. Выдрин

— Да, все на свете. И вот, в этот самый момент, в общем-то, на самом деле это был какой-то, действительно, ключевой этап человеческой истории, потому что мы видим, что люди начинают разочаровываться во многом, в таких отношениях с богами, в представлениях о них, у людей появляются какое-то стремление к личному взаимоотношению с богом, к личным отношениям, а не просто к «я тебе подал что-то, принес, а ты мне должен, так сказать, тоже что-то сделать». Нет, действительно, у людей появляется желание личных взаимоотношений с богами, и это выражается в многочисленных молитвах, которые сохранились с того времени, именно с рубежа IIIи II тысячелетия до Рождества Христова. И в Египте, и в Месопотамии. В Месопотамии даже по большей части, наверное. И в этот самый момент истинный Бог, Творец неба и земли, которому, может быть, когда-то, скорее всего, так и было, древние люди поклонялись только как одному, единому Богу, а потом эта вера постепенно заслонилась поклонению стихиям, перед которыми люди трепетали, от которых они зависели в каждодневной своей жизни, конечно же, и люди стали поклоняться этим самым стихиям, проявлениям, как они представляли, чего-то божественного в природе. То есть, природа заслонила Творца этой природы. И тогда появилось представление о богине-матери, у нас, например, на Руси, Мать-сыра земля, то есть, природа обожествилась.

А. Митрофанова

— То есть, «система министерств», как я это называю, то есть, один бог отвечает за землю, другой отвечает за дождь, ну и так далее.

А. Выдрин

— Да-да-да. Очень их много было, очень. У Шумеров было больше трех тысяч божеств, то есть, их было очень много.

А. Митрофанова

— Их по именам-то всех не запомнишь!

А. Выдрин

— Нет-нет! Ну, были основные, конечно, их можно назвать, но смысла нет.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, возвращаясь…

А. Выдрин

— И в этот момент, в этот такой очень интересный, на самом деле, момент истории человечества, Бог открывается одному единственному человеку. Чем это объяснить — неизвестно. Никто на этот вопрос, я думаю, не ответит. Были попытки объяснить это верой самого Авраама, который дошел, якобы, по преданиям древним, дошел сам до веры в Единого Бога Творца вселенной. Когда все человечество поклонялось тварям, творениям, он, наблюдая за движениями стихий, за перемещениями светил на небе, он понял, что этим всем кто-то управляет. То есть, появилась луна на небе — исчезла. Появилось солнце — исчезло. И так далее. Ветер пришел-ушел. Гром, гроза, дождь. Этим кто-то управляет. И он пришел к выводу, что этим управляет Единый Бог, Творец вселенной. И он начал, по древнему преданию, уж не знаю, насколько оно, конечно, правдиво, но он начал своих соплеменников, сородичей пытаться обратить в свою веру, к которой он сам пришел. Его изгнали, то есть, его не принимали, он даже там пострадал за это, но, тем не менее, такое предание было. Это, видимо, была попытка как раз таки объяснить, почему же именно ему Бог истинный открылся. То есть, поскольку он сам пришел к вере в Него, то Он ему и открылся. Но в Библии мы такого не находим, более того, Апостол Павел, Святой Апостол Павел в Новом Завете, он говорит о том, что предки израильтян, они были язычниками, то есть они поклонялись идолам, они поклонялись стихиям, и Фарра, отец Авраама, в частности, был язычником, соответственно, сам Авраам тоже был язычником. Одним словом, вопрос этот остается, скорее всего, без ответа, и мы вынуждены на этом как бы просто остановиться. Почему Бог решил явиться, открыться именно Аврааму, но мы видим, что этот призыв к человеку не остался без ответа, то есть Авраам принял этот призыв, и он буквально на следующий день собрал свои вещи, всех своих людей, племянника взял своего, Лота, и отправился в землю, неведомую доселе для него, на юг, из Харрана, перешел Евфрат, ему нужно было перейти для этого великую реку Евфрат, он это сделал тоже, видимо, кстати, из-за этого потом его потомки получили название «евреев», «эвер» — это «перешедший реку».

А. Митрофанова

— Как интересно!

А. Выдрин

— Да, то есть, еврей — это от еврейского глагола «авар» или существительного «эвер» — переход, то есть переход через реку имеется в виду. Вот они и перешли через реку, и оказались они в Ханаане. Ему нужно было пройти через земли арамеев в Сирии современной, и дальше он спускается в Ханаан. Но что интересно, интересно то, что сам Авраам впоследствии в рассказе библейском называется тоже арамеем, то есть мы говорили до этого, мы упоминали племена амореев, они немножко созвучны, прошу не путать, а теперь арамеи. Арамеи — это западные семиты, которые жили к тому времени на севере Месопотамии и на территории современной Сирии.

А. Митрофанова

— Но арамейский язык — это же тот диалект, тот язык, на котором Спаситель говорил, если я правильно помню?

А. Выдрин

— Да. Но, конечно, как у любого языка, было у арамейского языка свое развитие, да, мы не можем сейчас говорить, тот ли это язык, например, на котором говорил Авраам, но — да, конечно.

А. Митрофанова

— Такой «староарамейский», сейчас там старофранцузский, церковно-славянский.

А. Выдрин

— Да, может быть, действительно. То есть, по-видимому, сам Авраам, конечно, разговаривал на арамейском языке, а впоследствии уже его потомки стали разговаривать уже на еврейском языке, который отличается немного, но это по сути, диалект, на котором разговаривали ханаанские народы, жившие на территории Палестины в то время.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, а как он там устроился? Вот он пришел. Человек снялся с места со всеми своими родственниками, домочадцами, все свои пожитки, все, что у них было, все свои стада, все это он взял с собой. Этот огромный караван тянется через земли, переходит реку, еще через земли тянется, потом оседает в земле Ханаан…

А. Выдрин

— Причем, не оседает! Он там кочевать начал, то есть он сначала остановился в одном месте, Господь ему явился в этом месте, поставил жертвенник, чтобы обозначить место явления Бога, а дальше он снова переселяется в другое место. Потом в Ханаанской земле начался голод, и Авраам с своим семейством был вынужден покинуть эту территорию, переселился в Египет. И опять же, здесь очень интересный момент, то есть Библия упоминает какие-то события, связанные с Авраамом, которые подтверждаются косвенно данными внебиблейскими.

А. Митрофанова

— Например?

А. Выдрин

— Например, у нас есть четкие свидетельства того, что в XIX, в XVIII веках до Рождества Христова семиты, жившие в Сирии, Палестине, Ханаане, они переселялись в Египет целыми кланами, у нас есть изображения, в гробницах египетских найденные, датируемые этим временем, где изображается переселение целых семейств со всем своим скарбом, с детишками, сидящими на тележках, с музыкальными инструментами — там все в подробностях изображается, то есть, это было спасительным таким местом, райским, можно даже сказать, во времена голода, когда они переселялись в восточную дельту Нила, и там им фараоны предоставляли места для жительства на период, пока этот голод пройдет.

А. Митрофанова

— Беженцы, да, фактически?

А. Выдрин

— Фактически, беженцы. Фактически, беженцы, да. Но есть предположение, что этот голод наступил в результате нападения на Ханаан тех же фараонов египетских, которые стали грабить просто…

А. Митрофанова

— А беженцы — это результат колониальной политики, в общем, понятно, какие-то параллели –да, возникают…

А. Выдрин

— Да, и какое-то время он там пожил, и вот здесь Библия, несмотря на то, что повествует о действительно святом, праведном человеке, одном из величайших людей в человеческой истории, Библия не умалчивает никаких его недостатков, и вот один из недостатков мы тут же сразу же с вами видим в этой истории, когда он пребывал в Египте. Он своей супруге, Сарре, сказал, чтобы, когда они придут в Египет, она не говорила никому, что он — ее муж, и она — его жена, потому что она, сказано, была красивой, он предполагал, что ее, возможно, кто-то там из египтян захочет взять себе в жены, и вот, чтобы его не убили, как мужа ее, а они были беженцами, мы не забываем об этом, он предлагает ей назваться сестрой его. На самом деле, она действительно была сестра, мы это потом видим объяснение этого, она действительно была сестра, дочь его отца, но по отцу, его сводной сестрой была, но не по матери. И, в принципе, он как бы, вроде бы, с одной стороны и не солгал, а с другой стороны, все-таки, лукавство здесь налицо.

А. Митрофанова

— На этом интересном месте мне бы хотелось бы чуть-чуть залезть в наш разговор. Буквально через минуту мы к нему вернемся, и я напомню, что в нашей студии священник Андрей Выдрин, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии, кандидат богословия. Я — Алла Митрофанова, вы слушаете Светлый вечер.

А. Митрофанова

— Еще раз добрый светлый вечер, дорогие слушатели, напомню, что у микрофона сегодня я, Алла Митрофанова, а в гостях у нас священник Андрей Выдрин, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии, кандидат богословия, мы говорим о ветхозаветном патриархе Аврааме, и разговор наш прервался в тот момент, когда отец Андрей очень известный и, скажем так, деликатный факт биографии патриарха Авраама упомянул. Речь идет о том, что, когда они переехали, перебрались, фактически как беженцы, в Египет, и Авраам был там со своей женой, жену звали Сарра, она была очень красивая женщина, на ее обращали внимание другие мужчины, и Авраам, дабы сберечь свою собственную жизнь, попросил Сарру, чтобы она никому не говорила, что она ему жена, иначе тогда она подвергнет его смертельной опасности, ведь за красивую жену в то время убить могли! Отец Андрей, ну как это возможно? И этот человек — ветхозаветный патриарх!

А. Выдрин

— Да, как оказалось, это — возможно. Мы видим, что люди они, даже если и святые, они оставались людьми, и какие-то немощи им были свойственны. И в этом случае, конечно, лукавство действительно налицо, но, тем не менее, мы видим, что Господь, несмотря на проявление вот этой слабости.. на самом деле, понять по-человечески все можно, потому что Авраам, лишившись своего удела, своей земли, своего дома, по сути стал пришельцем, стал странником и постоянно стал сталкиваться с какими-то проблемами, трудностями, и вот эта была одна из трудностей, когда ему пришлось переселиться в Египет, чужую страну, где его никто не знал и не ждал, и как-то попытаться выжить. Вот это, видимо, было таким его решением своего рода. Но мы с вами должны помнить вот о чем: и, наверное мы, по-моему, даже об этом не сказали еще ни разу с начала нашей беседы, Господь призвал Авраама следовать в землю, которую Он укажет с прибавлением обещания, очень важного, на самом деле обещания. Господь пообещал патриарху Аврааму произвести от него великий народ. А, кто не знает, хотя многие, наверное, помнят, да и мы говорили, что у Авраама с Саррой детей не было. И вот Господь обещает Аврааму произвести от него потомство, которое будет великим, и Господь говорит, что в нем, в Аврааме, если он останется Ему верен, в нем благословятся все народы земли. То есть мы можем с вами сейчас немножко даже остановиться, задуматься, как это вот в нем одном, и в его потомстве, благословятся все народы земли.

А. Митрофанова

— И как?

А. Выдрин

— Очевидно, мы можем даже из этого заключить, что все народы земли к этому моменту находились под каким-то проклятьем, а в этот момент Господь начал готовить, или стал приводить в действие, лучше сказать, Свой план по превращению, по преображению, как хотите, всех народов земли. К тому, чтобы эти народы вернулись вновь к Нему. Когда мы говорили о том, что в глубокой-глубокой древности люди отвернулись от своего Творца, Творца заслонила природа, стихии, творения и так далее, и вот теперь Господь стал приводить в действие свой план по возвращению человеческого рода к Нему, к Истинному Творцу, к Создателю. Почему? Потому, что Господь для того и создавал человека, чтобы человек пребывал с Ним. Потому что только с Богом человеку очень хорошо, только с Богом человеку будет как раз таки житься счастливо. Мы с вами видим это и по первым главам книги Бытие, когда Адам и Ева жили в Раю, они находились в постоянном общении с Богом, но как только они сами отпали от Бога, нарушив Его, можно сказать, предупреждение, заповедь, они нарушили и.. ушли из Рая. Уйдя из Рая, они лишились этого непрестанного общения с Богом и погрузились — во что? В сплошные трудности, страдания, боль, труд и так далее.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, но это же не значит, что, вот смотрите: у нас сегодня называются три религии авраамическими: христианство, ислам и иудаизм, потому что они все имеют в основе своей.. то есть они, получается, все происходят от Авраама, народы, которые исповедают эти веры, они происходят от Авраама, но это же не значит, что этим народам хорошо живется? Ведь это же… Здесь есть какое-то противоречие! Ведь если Господь в Аврааме благословляет все эти народы, то тогда.. Почему у нас сегодня творится то, что творится?

А. Выдрин

— Ну, мы с вами никуда не можем деть волю человеческую. То есть помимо воли Божьей в мире действует огромное количество воль людей, вот сколько людей на земле, столько и воль. И куда эта воля человеческая склоняется, Богу ли принадлежать, за Богом ли следовать, за добром ли или злу следовать, то, соответственно, в какую сторону больше воль склоняется, то и господствует в мире. Добро или зло. Поэтому тут мы никуда с вами не можем от этого деться. Господь, он, будучи Творцом вселенной, сделал человека со-творцом. Мы с вами это видим, опять же, по первым главам книги Бытие, когда Господь подводит к Адаму животных, и он дает им имена, то есть здесь даже проявляется вот эта творческая способность личности человеческой. Мы с вами все — со-творцы. И мы творим с вами свою судьбу и судьбу своей страны, всего мира, по сути, то есть от каждого из нас это зависит. Поэтому, куда склоняется воля большинства, то и господствует в мире.

А. Митрофанова

— я думаю, что Богу с нами, в который раз в этом убеждаюсь, Богу с нами очень трудно. Вот если даже из огромного множества людей всего лишь один нашелся, который Ему поверил, и пошел туда, куда ему Господь сказал.. Это безумно тяжело. А с тех пор нас стало гораздо больше…

А. Выдрин

— Совершенно верно!

А. Митрофанова

— Но Вы упомянули имена, а то, что да, действительно, в иудейской традиции вообще дать имя — это значит прозреть сущность, это очень важно, и то, что сделал Адам, это, в общем… Таблица Менделеева на этом фоне — просто детская игрушка, по сравнению с классификацией, которую создал Адам, если рассматривать имя действительно в том значении, в котором это было для иудеев. А вот у Авраама и Сарры имена ведь изначально тоже были другими. Он был просто Аврам с одной буквой «а», не Авраам, а Аврам. А она была не Сарра, а Сара. И имена у них меняются. В связи с чем, и что это все значит?

А. Выдрин

— Да, действительно, это так. Аврам — это имя, которое носил Авраам в первую половину своей жизни. Переводится это имя как «Высок отец», или «Высокий Отец». Очевидно, что под «Высоким Отцом» имеется в виду Бог, то есть «Мой Отец высок». А Сара — это еврейское «Сарай». Это, по сути, «госпожа», «повелительница», «княгиня», вот можно как-то так.

А. Митрофанова

— Прекрасные значения!

А. Выдрин

— Да, прекрасные значения! И меняются они, на самом деле, незначительно, как мы видим это, в общем-то, даже в русском переводе, но смысл перемены имени всегда состоял в чем: когда двое, например, или несколько, заключали договор друг с другом, завет, договор, то инициатор этого договора, союза, он выступал в качестве, если хотите, в качестве господина, а тот, кому предлагался этот союз, выступал в качестве вассала своего рода. То есть это, на самом деле, было очень распространенным обычаем, общением между теми людьми, которые жили на чьей-то, например, территории, они заключали договор с кем-то, кто этой территорией овладел, и подчинялись, входили в подчиненное отношение. Вот Авраам, заключив, вернее лучше сказать, Бог, заключив союз с Авраамом, меняет его имя как раз таки в знак того, что Авраам входит в такие вот зависимые, но добровольно зависимые отношения по отношению к Богу, то есть Авраам добровольно подчиняется Богу. Имя Аврахам по-еврейски. Его этимология, на самом деле, трудна, сразу скажем, но библейское объяснение значения этого имени заключается в том, что переводится как «Отец множества». То был «Высокий Отец».

А. Митрофанова

— То есть, в этом суть того договора, который он с Богом заключил.

А. Выдрин

— Да. Вообще, суть — обещание, на самом деле. То есть, Господь даровал обещание, что ты станешь отцом, множество людей от тебя произойдет, даже в одном месте Господь показывает ему: «Вот посмотри на песок морской, можешь ли ты сосчитать песчинки этого песка? Так же, как не можешь сосчитать песчинки этого песка, так же ты не сможешь сосчитать численность тех, кто от тебя произойдет», и поэтому имя — оно носит вот такое значение «Отец множества», а имя Сарра — это русская интерпретация, это из Септуагинты взято, из славянского текста. В еврейском там было «Сарай», а стало «Сара», то есть там нет второй буквы «р», но переводится, на самом деле, так же, «Повелительница», «Госпожа», «Княгиня». Просто «Сарай» — это более древняя форма, архаичная форма, окончание «й», а вторая форма — это более модернизированная уже форма.

А. Митрофанова

— Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» священник Андрей Выдрин, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии, кандидат богословия, мы говорим о ветхозаветном патриархе Аврааме, одной из ключевых фигур, которая важна для понимания всего того, что написано в этой книге под названием Библия. Тогда, отец Андрей, если речь идет о таких высоких отношений, Аврааму сказано, что он станет отцом множества, вот сколько песка морского, его невозможно сосчитать, сколько песчинок, вот столько будет у тебя потомков, подразумевается, наверное, что речь идет от законного брака, от брака с Саррой?

А. Выдрин

— Совершенно верно!

А. Митрофанова

— И при этом, что дальше делает Авраам? Дальше он берет свою служанку, и зачинает с ней ребенка. От этого такого акта происходит на свет мальчик, чудесный, прекрасный, замечательный, но который потом с появлением ребенка у Сарры, до конца своих дней обречен быть второстепенным персонажем. Но вот это же несправедливо! Ну, во-первых, если Авраам так верен Богу, то зачем он начинает отношения со служанкой, во-вторых, если уж так все произошло, то причем тут бедный мальчик, который…Понимаете вот, про Исаака все понятно, но а брат-то его, он-то почему страдает?

А. Выдрин

— Вы знаете, дело в чем? Дело в том, что, поскольку мы уже сказал, Сарра не могла иметь детей, и мы примерно определили время жизни, период жизни Сарры и Авраама — это начало второго тысячелетия, то не надо забывать о том, что Авраам поступил так по просьбе самой Сарры — первое, то есть он не сам захотел войти к Агари, а Сарра ему сама предложила: «давай, у нас нет детей, возьми мою служанку, и она родит сына, и я его усыновлю, то есть он будет моим сыном».

А. Митрофанова

— Это было нормально для того времени?

А. Выдрин

— Это было не просто нормально, это было по закону того времени. Дело в том, что у нас есть действительно от того времени очень много кодексов, законодательств, это и знаменитый кодекс Хаммурапи, и законы Эшнунны, в Нузи — это Северо-Восточная Месопотамия, там тоже в городе Нузи, город-государство, тоже были найдены законы, и вот все это в точности совпадает с теми самыми законоположениями, которые там написаны. Вот это событие, вот этот поступок Сарры, то есть, когда жена — сказано в законах Хамураппи — не может иметь детей, через какое-то время муж имеет право взять рабыню, служанку, она родит от него детей, и он вправе их усыновить, и они будут его законными детьми. И там есть даже оговорочка такая:»чтобы только служанка эта не возносилась над госпожою своей, иначе она будет сурово наказана».

А. Митрофанова

— Но Агарь же не возносилась, насколько я помню?

А. Выдрин

— Насколько я помню, там как раз в тексте сказано, что Агарь стала насмехаться над Саррой, когда забеременела, и стала унижать свою госпожу тем, что она не могла никак забеременеть, а Агарь тут же сразу забеременела. И из-за этого, чисто такие опять человеческие отношения, Сарра, естественно, не может этого терпеть, это — не человек новозаветной веры, будем так говорить, мягко даже, это — человек древний, и сейчас даже, я думаю, что многие так бы поступили, видя такое отношение к себе, она просто пытается ее, ну как-то, как бы вам сказать, начинает ее притеснять, унижать в свою очередь, пользуясь тем, что она все-таки госпожа.

А. Митрофанова

— Все-таки такая защитная реакция.

А. Выдрин

— Защитная реакция, да, и мы видим, что Агарь была вынуждена даже попытаться сбежать, она была египтянка, отправляется в Египет, видимо, на родину хотела убежать, но недалеко она ушла, будучи беременной, она просто не смогла далеко уйти, и в пустыне ее встречает, можно сказать, Господь, находит ее там, и приказывает ей вернуться к Сарре и подчиниться ей, поскольку она — госпожа, и она возвращается к Сарре, рождает сына, сына назвали Исмаил, по-еврейски, Ишмаэль, между прочим, это имя встречается в одном из документов города-государства Мари на Среднем Евфрате XVIII столетия до Рождества Христова. Имя Ишмаэль. Переводится как «Да услышит Бог», или «Услышит Бог». И вот, действительно, Бог услышал, на самом деле, просьбы и той же Агари, и ожидание Сарры, которая предложила Агарь во вторую жену Аврааму, и вот им был дарован этот сынок. И мы видим, что, как любой отец, Авраам относится к Измаилу очень хорошо, конечно же. Он готов, на самом деле, оставить ему все свое имущество, все наследство, он, может быть, даже уже, по-видимому, перестал думать о том, что кто-то там еще от Сарры должен родиться, потому что уж Сарра совсем старая, и он тоже старый, тут сын все-таки у нас уже есть. И вот в этот момент, через некоторое время после рождения Исмаила, Господь вновь является Аврааму, и подтверждает то, что Он обещал, что именно от Сарры, то есть, от вас двоих, от вашей четы произойдет тот долгожданный наследник, в котором, или в потомках которого должен будет благословлен быть весь мир, все человечество.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, мы сейчас с Вами подошли к такому моменту, потрясающе интересному, и, может быть, из всего того, о чем мы сейчас до сих пор говорили, наиболее понятному сегодня из XXI века, просто потому что реалии эти нам легче сегодня представить. Авраам — очень состоятельный человек. Речь пойдет о его гостеприимстве. Он — очень состоятельный человек, у него все прекрасно, хорошо, замечательно. Ну, допустим, у него особняк на Рублевке. И вот к нему в дверь стучатся три странника, которых он в глаза никогда не видел, впервые в жизни он видит этих людей. Что он делает? Вот наша стандартная реакция: «простите, мы с Вами незнакомы», или вообще не подходить, не открывать, посмотреть через видеокамеру, кто там пришел, и сделать вид, что никого нет дома. Второй вариант, так сказать, вежливо отказать. Третий вариант — невежливо оказать, ну далее — в зависимости от того, какие у человека есть возможности, есть ли у него охрана, и так далее, и так далее. Спустить с лестницы, как вариант.. Что делает Авраам? Он этих людей принимает с распростертыми объятьями, сажает их под тенью дерева, чтобы им там было хорошо, всю еду, которая есть в доме, им выносит, накрывает им стол, сам им лично прислуживает..

А. Выдрин

— …А сам стоит в это время под деревом. Стоит, даже не присаживаясь, и смотрит, как они кушают.

А. Митрофанова

— Это что такое было? Это — норма гостеприимства того времени?

А. Выдрин

— Это традиционное гостеприимство Древнего Востока, и, на самом деле, не только Древнего Востока, но мы видим с вами здесь, очень, действительно, Вы важную тему затронули… В тексте сказано, что Господь явился вновь Аврааму, и вот поднял он глаза, и видит, стоят перед ним три путника. Вернее, на каком-то расстоянии их увидел, и вот он бежит к ним, падает в ноги, «Господин мой!» — обращается он в единственном числе ко всем троим — «Не проходи мимо раба Твоего!» — то есть, мимо меня — «Зайди ко мне, отведай хлеб-соль» — и вот он Их действительно сажает, и Они начинают вкушать пищу, и в этот самый момент начинается разговор. В этот самый момент выясняется, что к ним пришли не просто три путника, а пришел сам Господь. Позднее чуть-чуть в рассказе, если вы почитаете внимательно рассказ, то вы увидите, что это было явление Господа и двух ангелов, потому что, когда разговор о том, что «у тебя все равно будет твой сын от Сарры обязательно», то есть, Сарра родит сына, ему сказал Господь, разговор этот подошел к концу, Он вновь как бы подтвердил это обещание, хотя Сарра, там сказано, усмехнулась, она усмехнулась, посмеялась, про себя подумав, «ну мне ли иметь опять утехи юности, когда я уже настолько стара, что у меня ничего уже нет! И господин мой стар» — то есть Авраам стал стар, но Господь, тем не менее, обещает, что это будет ровно через год после этого, хотя, на самом деле, там, если брать, может быть, более точно, через девять месяцев у тебя будет ребенок.

А. Митрофанова

— А кстати, Исаак как переводится?

А. Выдрин

— Ицхак как раз переводится «И воссмеялся», или «Воссмеется», но вот что-то такое…

А. Митрофанова

— В память о том, что Сарра сказала «ха-ха!».

А. Выдрин

— Да, что-то такое. На самом деле, Авраам тоже там в одном месте тоже усмехнулся, рассмеялся. Здесь, в принципе, главный предмет — это радость, в общем-то. Это — не какая-то насмешка, но это — радость, потому что она потом говорит, что надо мной будут смеяться, но, в то же время, будут разделять мою радость, когда узнают, видано ли такое! Сарра — старуха, можно сказать, родила и кормит ребенка! И вот, будут разделять со мной эту радость. И когда разговор закончился, то, сказано, трое путников пошли в сторону Содома и Гоморры, и вот мы видим такой очень интересный момент: двое, сказано, ангелов, двое посланников пошли в сторону Содома, а Авраам, сказано, остался стоять перед Господом. То есть мы из этого можем заключить, что один — Господь, а двое –ангелов. Позднее в традиции это получило некоторое развитие, и отцы стали усматривать здесь некоторое явление Троицы Пресвятой Аврааму, но вот, исходя…

А. Митрофанова

— То, что у Рублева, собственно, на иконе.

А. Выдрин

— Да, то, что у Преподобного Андрея Рублева. Но там, заметьте, даже Авраама нет, то есть там на месте Авраама находится тот человек, который стоит перед этой иконой, по сути, и приглашается за трапезу. Но это все — богословская интерпретация, можно так ее назвать, хотя на самом деле, исходя строго из текста, мы не можем сделать такой вывод.

А. Митрофанова

— Вообще, поражаешься, конечно, этому тонкому религиозному чутью Авраама, потому что он…

А. Выдрин

— Да, да!

А. Митрофанова

— Как можно объяснить его поступок? Только тем, что он почувствовал, что к нему приближается Бог?

А. Выдрин

— Он почувствовал! По-видимому, потому что по поведению Сарры мы не видим этого, мы, наоборот, можем даже обратное даже заключить, что Сарра не поняла ничего.

А. Митрофанова

— Женщины, что с нас взять!

А. Выдрин

— У некоторых раввинов даже иудейских в комментариях встречается, такое, что она даже вообще не видела никого, она просто видела, как Авраам с кем-то как будто разговаривает, но не видела никого, потому что ничего не могла понять. Я думаю, что это не так, но в любом случае, реакция ее была какая-то немножко странная. Так вот, и дальше Они уходят, мы знаем этот рассказ как поражение, или наказание Содома и Гоморры за нечестивое поведение их жителей, вот эти два ангела, они приходят к Лоту, племяннику Авраама, там происходит, действительно, очень неприятная сцена, их пытаются, в общем-то, из дома Лота вывести и, как сказано в тексте, «познать их», представьте себе, то есть это, на самом деле, на библейском языке, «войти в отношения», то есть в половые отношения по сути. То есть, жители этих городов настолько растлились, что вот они увидели новых людей, юношей, очевидно, а те ангелы были, очевидно, в образе юношей красивых, и вот они возгорелись к ним вот таким греховным желанием. И за это они были поражены сначала слепотой, а потом ангелы вывели Лота и его семью, то есть, жену и двоих дочерей вывели из города, и эти города, Содом и Гоморра, были сожжены, сказано, небесным огнем. То есть, на их месте сейчас, по преданию, находится то самое Мертвое море, куда ездят многие как на курорт, лечиться и так далее. То есть, мы даже из этого можем заключить, что всякое зло Господь превращает в добро, потому что были там на том месте нечестивейшие города, может быть, на всей Земле, а сейчас — это место, которое, на самом деле, приносит большую пользу людям и в качестве исцеляющих вод каких-то, болезни излечиваются многие…

А. Митрофанова

— Отец Андрей, у нас совсем немного времени остается программного нашего, и, во-первых, мне хочется Вас попросить, чтобы Вы к нам пришли еще раз, потому что у нас с Вами огромная тема остается для обсуждения, которая связана с рождением Исаака, и попыткой Авраама принести его в жертву, вот этого самого долгожданного ребенка, этот величайший парадокс, который не укладывается вообще в голове, который вообще очень трудно осмыслить, что это, про что была эта история. Господь говорит Аврааму: «Принеси Мне в жертву твоего сына», этого самого первенца, и Авраам, который его столько лет ждал, и так радовался этому ребенку, даже ни на минуту не сомневается, может, ему показалось, что ему что-то такое сказали, и прочее.. Что это было? Вы к нам когда в следующий раз придете, давайте мы разговор продолжим вот ровно с этого места, а сейчас мне бы хотелось, чтобы Вы для нас подвели, может быть, какой-то итог беседы, как Вы считаете, что наиболее значимо в этом внутреннем устроении Авраама, почему он особо выделяется среди других героев Ветхого Завета, коих там немало, и многие из них — праведники. Вот Авраам как-то выделяется совершенно особо. Что все-таки сейчас, с позиции XXI века наиболее важно в нем?

А. Выдрин

— Мне кажется, на самом деле, это — очень актуальный рассказ. Почему? Потому, что мы видим, что Авраама посещало очень много трудностей, скорбей, проблем у него очень-очень было много, на самом деле, когда он, особенно, покинул свою родину, и здесь мы с вами сталкиваемся с тем, что этот человек очень твердой веры, очень сильный во всех отношениях, не сдается ни при каких обстоятельствах, и в то же время иногда проявляет такую удивительную силу смирения, когда он, например, когда ему Сарра, мы говорили об этом, сама предлагает наложницу во вторую жену, или когда, например, Сарра его заставляет прогнать Агарь, и он это делает, хотя, конечно, он этого не хочет, но Господь ему говорит: «Послушайся Сарры», и он слушается, и мы видим, что человек великой силы духа, но в то же время он проявляет настолько огромное смирение, послушание, в том числе и Богу, и даже своей супруге, что даже не только для тех времен это удивительно, это удивительно для нашего с вами времени в том числе. И центральным, наверное, эпизодом всего рассказа, конечно, является одна лишь фраза, которая является кульминацией, пиком таким всего развития повествования, когда Господь вновь ему обещает, когда уже Авраама начинают посещать сомнения, что будет ли у него сын все-таки наследник, и Господь ему говорит, что будет. Он ему вновь подтверждает это обещание, Авраам, сказано, поверил Господу, и это вменилось, то есть Господь засчитал это за праведность Авраама, то есть, как за праведный поступок некоторый засчитал. И мы с вами видим, что это не просто вера в Бога, а это — доверие. Это — в первую очередь — доверие, то есть Авраам настолько доверился Богу, что даже, несмотря на невероятные вообще сроки своего возраста, несмотря на то, что он не имел ничего, находясь в чужой земле, у него клочка земли своей не было даже, он, тем не менее, верил Богу до конца, что у него будет и наследник, и своя земля, и еще он станет отцом огромного количества народов. То есть, это доверие Богу — это, конечно, огромный урок для нас для всех, которые находятся иногда тоже в трудных ситуациях, но не такого масштаба, но, тем не менее, бывают и серьезные ситуации, но у нас это доверие очень часто и легко подкашивается и пропадает. Вот чтобы мы слышали, читая, вспоминая рассказы об этих святых людях древности, которые были со своими слабостями, обладали какими-то и добродетелями, и слабостями, но, тем не менее, они для нас являются примером силы веры, духа и, я думаю, что доверия к Богу.

А. Митрофанова

— Не только веры в Бога, но и доверия.

А. Выдрин

— Да, самое главное, доверия к Богу.

А. Митрофанова

— Спасибо Вам большое за этот разговор, я напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» был священник Андрей Выдрин, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, кандидат богословия, ну а программу для вас провела я, Алла Митрофанова. До встречи, до свидания!

А. Выдрин

— До свидания!

А. Митрофанова

— Спасибо, отец Андрей!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем