Мой друг, новосел, который только что купил новую квартиру, рассказывает про своего соседа: «Ты знаешь, какой он вредный? Он никогда не здоровается со мной в подъезде! А ведь он мой новый сосед! Я спросил его, какие у него проблемы? Да, я купил квартиру по соседству, я что теперь – новый русский? Мне что, нельзя купить квартиру? Он говорит, дети шумят. Это потому что у него самого детей нет! И дверью хлопают, когда поздно приходят домой. И громко по ночам смотрят боевики по телевизору. Что нам, не жить что ли? А он не здоровается – и все тут. Что за человек…»
Плохие соседи – это проблема. Ведь с ними часто встречаешься в лифте. Они могут своей вредностью испортить настроение на целый день. Но в этом же доме живет очаровательная маленькая консьержка из Узбекистана. Там она оставила на бабушку четверых детей. И часто уезжает туда пожить. Но и здесь ей нравится: она украшает подъезд смешными картинами, пишет жильцам послания на праздники, населила палисадник у подъезда гномами и мягкими игрушками. Игрушки, правда, быстро сыреют и портятся. Но с ней сосед, действительно одинокий, разговаривает очень подолгу и с удовольствием. Невозможно иначе: веселушка узбечка расточает вокруг себя тепло привезенное видимо из своей более солнечной страны. И она искренне сокрушается, когда у соседа кашель. И когда он сломал палец на ноге, добыла у жильцов для него костыли. «Костыли – они же нужны только тогда, когда ты что-то сломаешь. Дальше их держать у себя вредно!» – объясняет она. Почему с одними людьми все пушисты и откровенны, а с другими – ну просто чудовища?
Помните чудесную песню Новеллы Матвеевой про то, что неудачно налепившая кукол и клоунов из пластилина девочка называет их дурехами и дураками, а два мудрых брата «подошли и говорят. Ты их лепишь плоховато, ты их любишь маловато – разве кукла виновата, разве клоун виноват?»
Очень забавно, что следующий пример располагающей стопроцентно к себе личности – уже не узбечка из дома друга, а наш приятель из Брюсселя, посол Люксембурга Ги де Мюзер. Этот огромного роста, красивый седой старик, который, по-моему, только и делает в свободное время, что занимается благотворительностью, имел дело всю жизнь с самыми знаменитыми и сильными мира сего. Так вот, когда ты, простой, в общем-то, смертный, разговариваешь с ним – ты вдруг понимаешь, НАСКОЛЬКО этому большому человеку ты интересен. Ты буквально растешь в собственных глазах – причем растешь как Алиса съевшая пирожок – мощно и стремительно. Ты так интересен ТАКОМУ человеку! Видишь, как он всей душой интересуется твоей жизнью. Как-то Ги пришел к нам в гости в Москве после высокого приема в каком-то пафосном месте. Я сидела дома с младенцем, к приезду Ги варила суп из картошки и горошка. Да да, у меня было убеждение, что все люди, даже послы, будут рады моему вегетарианскому супу из горошка. К тому же я почти не солила еду. Ну, здоровый образ жизни, к тому же – пост. Ги с живейшим интересом расспросил меня обо всем, чего он не знал, но видимо давно хотел узнать о младенцах, отведал моего супа и нашелся, как его похвалить. « Я так много ем всякой сложной странной еды на этих приемах – сказал посол. – Мой желудок просто отдыхает от вашего чудесного супчика. Однако передайте мне пожалуйста соль – в Библии ведь нигде не сказано, что соль есть нельзя?»
Есть люди, с которыми расцветают рядом все. Они могут быть и большими послами и маленькими консьержками. Главное – они растворяют агрессию этого мира в своей возвышенной и деликатной любви к людям. Как хочется встать на цыпочки и дотянуться до этих высоких людей!
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница