Первое поколение христиан, по преимуществу, состояло из евреев. Это не удивительно, поскольку именно евреи, жители Палестины, стали свидетелями проповеди и чудес Господа Иисуса Христа. Первым центром христианской цивилизации являлся Иерусалим – город, в котором умер и воскрес Спаситель. Здесь же на пятидесятый день после Пасхи на учеников Христа, апостолов, сошел Святой Дух, что положило начало существованию Церкви. Христиане Палестины, по свидетельству Священного Писания, жили в единодушии, искренней заботе и братской любви друг ко другу. Немаловажную роль в формировании такой удивительной атмосферы сыграл святой Иаков Праведный, первый епископ, глава Иерусалимской Церкви. Святой Иаков приходился Иисусу Христу сводным братом, являясь сыном Иосифа Обручника от первого брака. Первоначально Иаков не верил в Божественное происхождение Иисуса, с большим скепсисом относился к Его словам и поступкам. Однако Воскресение Христа из мертвых изменило отношение Иакова. По преданию, Спаситель посетил Своего сводного брата, который после этой встречи стал искренне верующим христианином. Святого Иакова еще при жизни прозвали Праведником. Что, впрочем, не помешало врагам Церкви убить его в 63 году, сбросив с крыши храма Соломона. Смерть Иакова внесла сумятицу в среду палестинских христиан-евреев. Многие из них, испугавшись повторения судьбы Иакова, решили вернуться в иудаизм. Предотвратить такой исход постарался апостол Павел, направивший христианам Палестины послание, именуемое теперь Посланием к евреям. Послушаем отрывок из него.
Братья, 2.11 освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 2.12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. 2.13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. 2.14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 2.15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. 2.16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. 2.17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. 2.18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Послание к евреям изобилует цитатами из ветхозаветные тексты и акцентирует внимание на том, что именно на Христе исполнились все пророчества древнего Израиля. Особенно внимательно в послании к евреям освещается тема крестной жертвы Спасителя. В прозвучавшем отрывке апостол Павел сначала говорит о том, что Христос – Сын Божий, принявший человеческое естество. Для апостола Павла, Спаситель – новый Адам. Именно так нужно понимать цитату из пророка Исайи «вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Ис. 8,18). По замыслу Бога Адам должен был открыть Рай для своих потомков, но, согрешив, провалил возложенную на него миссию. Исправил катастрофу Сын Божий, Иисус Христос. В день Благовещения Он принял от Девы Марии человеческую природу, стал потомком Авраама. Вместе с природой Он принял боль и страдания, которые испытывает человек. Христос также прошел через смерть. В этом состояла высшая точка Его служения. Умерев на Кресте, Господь исполнил главное пророчество о Себе. Древние евреи из поколения в поколение совершали кровавые жертвоприношения – по их просьбе первосвященник Израиля в дни религиозных праздников закалывал невинного ягненка. Этим он предвозвещал жертвенную смерть Христа. Спаситель добровольно принял смерть на Кресте, стал, по мысли Павла, одновременно жертвой и первосвященником. Но умерев, Христос не стал подобно прочим пленником смерти. Воскреснув на третий день, Он разрушил власть дьявола над людьми, вернул им Рай, утраченный Адамом.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.