Попадем ли мы в рай после смерти? Большинство людей избегает об этом задумываться - а ведь каждому из нас предстоит пройти вратами смерти и оказаться... Где? Люди, как правило, проявляют предусмотрительность относительно своей работы, пенсии или здоровья - но, увы, не заглядывают дальше, за тот поворот, который неизбежен на пути каждого из нас.
Мы можем оказаться в раю - в месте такого счастья, и радости, и утешения, и полноты жизни, о которых не смели и мечтать. Но можем и не оказаться. Мы можем остаться снаружи, во “тьме внешней”. Иногда люди думают, что все как-нибудь устроится само собой, Бог, если Он такой добрый, как-нибудь пустит всех в рай.
Беда в том, что это невозможно. Рай - это именно то место, где нет греха и зла, боли и страха, ненависти и насилия, никто не властвует и не подавляет, не глумится и не злословит, не препирается и не ссорится, но есть только бесконечная любовь, и милость, и радость.
Если просто впустить в рай нераскаянных грешников, он перестанет быть раем. Злодеев, которые получают удовольствие от мучения и подавления других, государство изолирует - иначе никто не сможет жить в хотя бы относительной безопасности. Что будет, если просто пустить их в рай? Грешники продолжат то, к чему привыкли на земле - только зло уже не будет сдерживаться и ограничиваться смертью. Рай очень быстро обратится в ад - и мы знаем, что люди нередко устраивают ад уже на земле. Единственная возможность сохранить рай от превращения в ад - это держать грешников за дверью.
Но не только злодеев, которых запирают в тюрьмы - порча греха не может быть допущена в рай ни в какой дозе, иначе это будет уже не рай. Поэтому в рай можно не попасть, можно остаться за дверью, во тьме внешней - не потому, что у Бога не хватит милости, а потому, что никакая милость не может сделать так, чтобы зло и грех были допущены в рай и он при этом остался раем.
Но Бог предлагаем нам путь спасения через Иисуса Христа. Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, чтобы мы обрели обретем новую жизнь - жизнь, в которой Бог будет терпеливо менять нас Своей благодатью, чтобы сделать нас чистыми и святыми, и ввести нас в рай. Это будет долгий и сложный процесс, и он завершится только после смерти - но мы будем очищены и освобождены от греха и окажемся в месте вечной любви и радости.
Мы можем упорно игнорировать эту весть - но тогда мы очень серьезно рискуем оказаться за дверью. Не потому, что Бог не хочет ввести нас в рай - Он-то, как раз, всегда этого хочет - но потому что мы сами сделаем это невозможным.
Но мы можем обратиться, довериться, покориться, и предать нашу жизнь Иисусу Христу - тогда, и в Евангелии Он это обещает, мы обретем вечную жизнь и вечную радость.
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Поработаю промоутером»
С утра пораньше жена попросила меня сходить на рынок за продуктами. Выглядываю в окно — на улице мрачновато, того и гляди пойдёт дождь. Надеваю куртку с капюшоном. По дороге вижу, как девушка-промоутер раздаёт флаеры — это такие рекламные листовки. Поблизости открылся новый магазинчик, и девушка пытается привлечь в него покупателей. На вид ей лет 18-19, скорее всего, студентка и решила подработать.
Листовку я сунул себе в карман и вошёл в здание рынка. Пока совершал покупки, на улице хлынул дождь. Девушка всё ещё стояла на том же месте и пыталась вручить рекламки прохожим. Зонта у неё не было. «Бедненькая, — подумал я, — вся ведь промокнет. И листовки надо раздать. Иначе не заплатят».
Закидываю рюкзак на плечо, подхожу к ней, и говорю: «Давайте я Вам помогу». Она застенчиво улыбается и соглашается. Дело у нас движется быстро, вскоре мы раздали все буклеты. Девушка благодарит меня, а я в свою очередь говорю спасибо ей. «Вы знаете, всегда хотел поработать промоутером. И наконец моя мечта осуществилась», — шучу я. Она смеётся в ответ. Мы оба промокли, но при этом радостные — девушка от того, что у неё появился помощник, а я — потому что помог ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
24 апреля. О Христе как дарителе победы
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа».
О Христе как дарителе победы, — протоиерей Константин Харитонов.