Неверующему человеку трудно понять веру православного человека в помощь святых угодников. Один мой знакомый говорит мне: "Скажи мне, как современный образованный человек может верить, например, в то, что святитель Спиридон Тримифунтский, живший на острове Кипр в 3-м веке от Рождества Христова, ныне почивающий на греческом острове Корфу, путешествует по всему свету так, что ежегодно на его мощах меняют стоптанные тапочки? Ну, вот чем вы, православные, отличаетесь от язычников? Те тоже молились какой-нибудь богине Афродите или Деметре, просили у нее помощи и защиты".
Считать православных дремучими невеждами - это уже достаточно общее мнение у неверующих людей, к этому я отношусь спокойно. Не знаю, получилось ли у меня объяснить достаточно понятно, но ответила я ироничному агностику так:
«Понимаешь, разница в том, что я обращаюсь к святому с совершенно другой целью, чем язычник обращался к своим богам. У него была исключительно утилитарная задача: он приносил богам жертву, они должны были ему что-то дать взамен: например, удачу в делах или любви.
Православный человек обращается к святому, который его тронул, поразил, которого он полюбил, на которого ему хочется быть похожим, достойным его жития. Я читаю акафист святителю Луке Войно-Ясенецкому, потому что я восхищаюсь им, благоговею перед его подвигом, его стойкостью, мужеством, благородством и чистотой. Мне хочется чему-то научиться у него, стать хоть чуть-чуть ближе к нему, и через него - к Богу, у Которого святитель Лука сейчас пребывает.
Видишь ли, человеку очень сложно вместить в себя возможность святости. Когда видишь эти невероятные слова Христа: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", вся натура наша человеческая недоумевает. Как, как мы можем быть совершенными?! Тем более, как Отец наш Небесный - по сравнению с Которым, мы все крохотные пылинки. Но Христос всегда говорит только правду. Значит, мы можем, и более того -- это наше призвание.
Мне кажется, святость человеческая -- словно полёт. Человеку несвойственно летать, думаем мы, у него нет крыльев и оперения, как у птиц. И тем не менее человек может полететь! Есть дельтапланы, самолеты и вертолеты - множество путей для того, чтобы подняться в небо. И у каждого из нас свой путь и способ полета. Посмотри, сколько различных святых у Церкви - какое невероятное разнообразие индивидуальностей, судеб, характеров, способностей! И каждый на пути к своей святости, к открытию в себе образа Божьего, преодолел множество таких препятствий, которые казались ему непреодолимыми и непереносимыми. Но невозможное человеку - возможно Богу. С Божьей помощью человек может и совершенным стать, и полететь. Духовно.
Божья помощь -- совершенно удивительная помощь. Она не бывает оплатой за твои достоинства или хорошие дела. Она всегда совершенно безвозмездная и даже часто незаслуженная. Когда получаешь помощь от Бога, вдруг понимаешь, как могли святые терпеть невероятные мучения или совершать чудеса, недоступные человеческому естеству - сверхъестественные.
И поэтому я обращаюсь к святым: к тем, кто уже пролетел свой путь. Конечно, он индивидуальный, и каждый должен взлететь сам, своим способом, с Божьей помощью. Но гораздо сподручнее пытаться взлететь, когда тебя согревает молитвенная помощь святых угодников. Когда ты видишь, что те, кто делал это раньше, также падали и ошибались, но всякий раз упорно вставали и пытались вновь. И этот пример вдохновляет и ободряет, как бы ни было больно и трудно возобновлять свои попытки.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.