Супруга знаменитого певца Поля Робсона Эсланда была для него другом, единомышленником, импресарио. Поль и Эсланда очень редко разлучались и к концу жизни даже в письмах и публичных выступлениях всегда говорили «мы» вместо «я».
Сын протестантского священника и начинающий исполнитель негритянского фольклора Поль Робсон в 1919 году приехал в Нью-Йорк, чтобы учиться на юриста. Он нашёл жилище в Гарлеме, районе, населенном афроамериканцами. Однажды вечером в компании друзей Поль зашёл в кафе «Дивэнн». За соседним столиком сидели две девушки, одна из которых сразу завладела вниманием Поля. Когда девушки, разговаривая и смеясь, покинули кафе, им овладела печаль. Поль жалел, что не заговорил с Эсси — так её называла подруга — и никогда больше не увидит девушку.
Как-то раз играя в баскетбол в спортзале университета, он вывихнул предплечье. Пришлось отправиться в ближайший госпиталь. Когда врач осматривал руку, в дверях палаты появилась медсестра — ей была Эсси. Вечером Поль ждал девушку у входа в госпиталь. Они долго гуляли по гарлемским улицам и когда прощались, уже знали, что не могут жить друг без друга. Вскоре Поль сделал Эсланде предложение. 17 августа 1921 года они стали мужем и женой.
Первым домом Робсонов стала просторная комната на последнем этаже дома в нью-йорском районе Бронкс, в которой не было ничего, кроме стола, двух стульев и кровати, которую Поль сам сколотил из нескольких досок. Супруги были счастливы. Они жили, избегая упрёков и ссор. Спокойный, рассудительный Поль и импульсивная, жизнерадостная Эсланда дополняли друг друга.
Поль Робсон окончил юридический университет, но вместо того, чтобы устроиться работать по специальности погрузился с головой в театральное и музыкальное искусство. Спектакли с его участием шли на сценах нью-йорских театров. А в апреле 1925 года в квартале Гринвич-виллидж в Нью-Йорке состоялся первый концерт Робсона с пианистом Лоренсом Брауном. Выступление имело успех, появились предложения о новых концертах и перед певцом встал вопрос о надёжном администраторе. Нисколько не сомневаясь, он взял на эту должность Эсланду. С тех пор, вплоть до своей кончины, Эсси вела все дела мужа. Перерыв она сделала только в 1927 году, когда родила мальчика, которого назвали Полем, также, как и отца.
В конце 1920-х годов Робсон был уже всемирно известным певцом. Однажды во время гастролей в Лондоне меценаты пригласили Поля и Эсланду на ужин в ресторан отеля «Савой». Однако владелец отеля наотрез отказался впустить супругов. Этот случай ошеломил их и побудил всерьёз включиться в общественную борьбу против расизма. Благодаря такой позиции они со временем станут друзьями Советского Союза.
Супруги Робсоны несколько раз посещали его, в последний раз вместе — в конце 1950-х годов. Многочисленные воспоминания о визитах дают такую картину: погружённый в себя, немного рассеянный Поль и улыбчивая, всегда готовая к разговору Эсланда всюду вместе — будь то аудиенция советского чиновника или экскурсия в Артек. В свободное от встреч время Поль много читал или разучивал русские песни, а Эсланда готовила путевые заметки для советских журналов и составляла ответы на интервью.
Советский режиссёр Василий Катанян, который снимал документальный фильм о Робсонах во время их последнего визита, вспоминает, что Эсланда не оставляла супруга даже во время концертов. Она всегда была за сценой. Если Поль исполнял песни, которые не пел много лет и подзабыл, — в старости ему часто отказывала память, — Эсланда на специальной грифельной доске писала мелом слова этих песен. Поль поглядывал в доску и иногда ловил взгляд супруги, такой же весёлый и нежный, как в первые годы совместной жизни.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия